Энциклопедии Екатеринбурга
 

 

<<< АРХИТЕКТУРА ЕКАТЕРИНБУРГА.

Целенаправленная архит. деятельность в Екат. началась с момента его стр-ва в нач. 1720-х. Екат. занял особое место в истории градостроит. иск-ва, став первым пром. г.: он построен на 27 лет раньше "идеального города" - солеварни Шо Клода Никола Леду во Франции. Его ранние предшественники, такие как Невьянский или Каменский з-ды, долгое время оставались завод. пос. и обрели гор. черты гораздо позже. С самого нач. г. носил типичные признаки индустриального г. феод. периода, имел регулярную планировочную основу, восходящую к итальянским крепостям эпохи Возрождения и классическим принципам французского градостр-ва XVII в. (принципы, широко развитые в России и особенно в СПб. в петровское время). Большое значение для градостроит. своеобразия и выразительности Екат. имела ландшафтная первооснова - прихотливый рис. поймы р. Исети и завод. пруда, сравнительно ровный рельеф местности с холмами (горками), использованными зодчими для постановки особенно выразительных зданий. В АЕ это проявилось в расположении гл. композиционных осей центр. ч., пересекающихся под прямым углом: гл. - вдоль плотины пруда ("Главная першпектива", Гл. просп.) и природной - вдоль русла р. Исеть. В месте их пересечения располагался железоделательный з-д (ныне Исторический сквер), а вдоль них развивалась система пл. гор. Ц. Эти композиционные оси определили прямоугольную сеть гор. кварталов, а также осн. дороги на С. (в Ниж. Тагил и Верхотурье), В. (в Березовский и далее в Сибирь), Ю. (в Сысерть и Челяб.) и З. (в Москву и СПб.). Своеобразие планировки проявилось также в очертании креп. стен, задавших расположение мн. центр. ул., а также посадских слобод с более вольной планировкой -Кузнецкой (Уктусской), Ссыльной, Конюшенной (Мельковской), Банной. Посл. крепостной вал после Пугачевского бунта в общ. чертах определил границы и очертания гор. черты, закрепленной первым высочайше утвержденным ген. планом Екат. (23 марта 1845). Вся центр. ч. г. строилась далее по этому док-ту, ее границы сформировали первое магистральное кольцо по ул. Московской, Челюскинцев (Северная), Восточной, Большакова.

Др. определяющим фактором развития планировки г. явилось его кр. адм., полит. и пром. значение в 1920-1930-е как Ц. Урал. обл. - базы сталинской индустриализации. В 1920-1940-е вокруг центр. ч. г. формируются соцгородки с гигантами индустрии: Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, Вторчермет. Гор. черта захватывает авт. ранее пос. Верх-Исетского и Уктус. з-дов. Между этими пром.-селитебными р-нами сохраняются природные разрывы, используемые в качестве рекреационных зон. Г. приобретает черты кр. пром. агломерации. Усилия арх. по формированию последующих ген. планов (1949, 1972) направлены на развитие и упорядочение производственной и жил. застройки, систем трансп. и культ.-быт. обслуживания в русле концепции сов. градостр-ва.

Застройка г. следовала за его адм. и экон. развитием. Барочные архит. формы XVIII в. мало затронули Екат. Этот стиль достаточно ярко мог проявиться лишь в арх-ре храмов (большей частью утраченных): он четко прослеживается в арх-ре Вознесенской ц. Гражд. постройки тех времен на голландский манер под черепицей также вскоре были реконструированы. Больше повезло в Екат. классицизму первой пол. XIX в. В это время г. становится местом сосредоточения купечества и промышленников, в нем идет интенсивное кам. стр-во. Преобладает усадебный тип жил. застройки, вкл. гл. дом, флигели, службы, нередко английский парк. Яркие образцы - резиденция ген. В.А.Глинки, усадьбы купцов Расторгуева и Харитонова, Казанцева, Рязановых, Ошуркова и т.д. Выполненные в формах рус. классицизма, они придали столичный масштаб и европ. облик центр. ул. и набережным г. Большое значение имело творчество арх. М.П.Малахова, работавшего в Екат. с 1815 по 1842 арх. ведомства Екат. з-дов, позже Урал. горн. управления. Им созданы также ансамбли Верх-Исетского з-да и Ново-Тихвинского жен. мон., являющиеся пам. арх-ры эпохи классицизма. Кон. XIX - нач. XX в. в застройке г. отразился не так ярко, как в губ. гг. Ц. России. Строились в большинстве дер. и полукам. усадьбы, особняки с тонкой дер. резьбой, украшавшей карнизы, наличники, дверные полотна. Отличительная черта АЕ в это время -широкое использование кованых металлических деталей в ограждениях балконов, кронштейнах, навесах. Дер. застройка центр. ул. меняется на кам. медленно. В нач. XX в. начинают строиться кр. здания Оп. т-ра (1910-1912), Делового клуба (1912-1913), нового вокзала (1910-1912) и др., выполненных в характерной для того времени эклектичной манере.

В 1920-1930-е Екат. становится творческой лаб. отработки нового стиля арх-ры XX в., получившего назв. конструктивизм: в рамках развития Ц. Большого Свердловска строятся новые типы жил. комплексов, обществ. и пром. зданий - раб. клубы, стадионы, Дом пром-сти, Медгородок, ф-ка-кухня, Дом печати, корпуса з-дов. К проектированию этих зданий были привлечены видные зодчие СССР, пионеры сов. арх-ры М.Я. Гинзбург, Я.А.Корнфельд, бр. Веснины, Д.Ф.Фридман. В эти гг. проявляется талант свердл. арх.-конструктивистов С.В.Домбровского, В.Д.Соколова, П.В.Оранского, М.В.Рейшера и др. Построенные жил. комплексы нового быта по ул. Малышева, 21, Ленина, 52-54, Городок чекистов, спорткомплекс "Динамо", клуб строителей (ныне Свердл. киностудия), водонапорная башня УЗТМ, Медгородок признаны образцами арх-ры того времени. Коллекция пам. арх-ры конструктивизма насчитывает в г. более 140 объектов.

Поворот к неоклассике в 1930-е, связанный с усилением тоталитарного режима, на время прекратил формирование совр. облика г. В соответствии с классическими традициями большое внимание в 1930-1950-е уделяется ансамблевой застройке ул., пл. и монументальным формам кр. обществ. зданий. Перспектива просп. Ленина завершается ансамблем Урал. индустриального ин-та (ныне УГТУ-УПИ), Пл. 1905 г. акцентируется зданием горкома партии и исполкома горсовета со шпилем и курантами. В архит. формах неоклассики оформляются въездные ворота г.: ул. Я.М.Свердлова и ч. просп. Ленина. На гор. пл. строятся дворцы к-ры, выполненные в ордерных композициях. В эти гг. плодотворно работают свердл. арх. Г.А.Голубев (автор проекта здания исполкома горсовета), К.Т.Бабыкин (оформление гл. корпуса УГТУ-УПИ), В.В.Емельянов (комплекс Дома офицеров), Г.П.Валенков (Дом обороны). Большое значение для АЕ имело открытие в 1947 в УПИ архит. специальности, давшей нач. высш. архит. шк. Урала (см. Урал. гос. архит.-художеств. акад.).

Реформы в строит. политике 1960-х вычеркнули арх-ру из сферы иск-ва. Массовое внедрение типовой застройки неблагоприятно сказалось на облике Ц. г., новых жил. р-нов (Комсомольского, Заречного, Пионерского, Ботанического, Сортировочного, Центр.). Разрешение на индивидуальное проектирование получало только небольшое кол-во обществ. зданий: Дворец молодежи, ККТ "Космос", ДК УЗТМ. Их создание связано с именем арх. Г.И.Белянкина. Он более 20 лет возглавлял Главарх-ру г., оказывал влияние на формирование осн. направлений планировки и застройки. Несмотря на определенные потери пам. истории и к-ры, удалось не допустить массовой панельной застройки в ист. Ц. г., имевшей место во мн. гг. России.

Реформы 1990-х в целом благоприятно сказались на АЕ, к-рая вновь приобрела индивидуального заказчика и подрядчика. Рынок в строит. комплексе способствует повышению качества стр-ва. Новые жил. дома, обществ. здания г. имеют выразительный внеш. вид и более комфортны. Больше внимание уделяется благоустройству ул. и скверов.

Лит.: Алферов Н.С. и др. Свердловск (строительство и архитектура). М., 1980; Стариков А.А. Екатеринбург. История города в архитектуре. Екатеринбург, 1998; Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998, 2000 (изд. 2-е).

А.А. Стариков

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ  |  МАЛАХОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ