(1832-1915), рус. гос. деятель, ген. от инфантерии, дворянин, поч. гр-н Екат. (см. Почетные гр-не Екат.). Службу начал на флоте - гардемарин на Черном море, мичман на Балтийском, адъютант при новороссийском ген.-губ. Во время Севастопольской кампании отличился быстрой постройкой моста для переправы воен. грузов через р. Днестр и умелой орг-цией помощи раненым. В 1861 послан для борьбы с вызванным неурожаями голодом в Вятскую и Перм. губ. Успешно справившись с поручением, Б. доложил в СПб. о необходимости постройки ж.д. из внутр. губ. до Екат. и далее до Тюмени как единственном надежном средстве предупреждения в буд. голода на У. В дальнейшем предлагал продолжить ее через Сибирь до китайской границы, предвидя важное стратегическое и междунар. коммерческое значение такой ж/д линии. Получив необходимые средства, Б. в 1868-1869 провел изыскания и разработал проект стр-ва ж.д. Казань-Екат.-Тюмень, долгое время остававшийся наиб. детально проработанным проектом Транссибирской магистрали. На Междунар. Геогр. конгр. в Париже (1875) удостоен награды за доклад о Вел. сиб. торг. пути "Париж-Пекин". В 1878 гор. Дума Екат. избрала Б. поч. гр-ном г. "за блистательную идею, обратившуюся в осуществимое дело, на что им было потрачено мн. материального состояния, а главное - жизненных сил". Несмотря на то, что в итоге пр-вом было принято решение провести Транссиб через Миасс и Курган, а стр-во Казанской ж.д. было завершено лишь в 1920, значение Екат. как крупнейшей трансп. развязки в регионе было предопределено именно проектом Б. Помимо ж/д дела, Б. занимался налаживанием работы речной противопожарной охраны, распространением Об-в взаимного страхования от огня и т.п. В благодарность за труды он был удостоен звания поч. гр-на еще шести гг.: Тюмени, Камышлова, Сарапула, Харькова, Рыбинска и Мурома; его именем названа одна из ст. Тюмен. ж.д. (ныне - г. Богданович Свердл. обл.). В 1879, будучи старостой Исаакиевского собора, Б. приступил к изд. ж. "Кафедра Исаакиевского собора" и "Кафедра Андреевского собора" (совместно с отцом Иоанном Кронштадтским). По полит. взглядам Б. был консерватором, являлся автором ряда кн. религ.-патриотического содержания. В посл. гг. жизни Б. активно противодействовал росту влияния при дворе Г.Распутина.
Лит.: Коновалов П.С. Проекты 50-80-х гг. XIX в. строительства железной дороги в Сибири // Проблемы генезиса и развития капиталистических отношений в Сибири. Барнаул, 1990; Богданович А.В. Три последних самодержца. Дневник. М., 1990.
А.В. Беркович
См. также |
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ | ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ЕКАТЕРИНБУРГА (СВЕРДЛОВСКА)