Энциклопедии Екатеринбурга
 

 

<<< ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН.

В ген. плане развития г. до 2000 (1972) заложена задача стр-ва 47 км метропутей на трех линиях: С. - Ю., З. - В., Ю.-З. - С.-В. Созд. дирекция по стр-ву метрополитена. Ген. проектировщик - ин-т "Уралгипротранс" (проект разработан в 1973). Ген. подрядчик - управление стр-ва "Свердловскметрострой".

15 нояб. 1974 на стрелке гор. пруда у стадиона "Динамо" пробурена первая разведочная скважина на буд. трассе метро. В 1980 вынут первый ковш на стр-ве первой линии (на ул. Челюскинцев, у ныне не существующего стадиона "Локомотив"). 25 апр. 1991 подписан акт Гос. комиссии, а 27 апр. начались регулярные перевозки пасс. на первом участке линии (2,69 км) со ст. "Машиностроителей", "Уралмаш", "Проспект Космонавтов". 22 дек. 1992 введен второй участок (2,58 км) со ст. "Уральская" (у ж.д. вокзала). 22 дек. 1994 принял пасс. третий участок (2,17 км) со ст. "Динамо" и "Пл. 1905 года". Линия метрополитена проложена через четыре адм. р-на г. - Ленинский, Верх-Исетский, Железнодорожный, Орджоникидзевский. Три первые ст. мелкого залегания, последующие - глубокого (требуют монтажа наклонных двигающихся лестниц-эскалаторов). Комплекс включает электродепо "Калиновское", инж. корпус.

В 1996 метрополитен перевез 21,4 млн пасс., средняя эксплуатационная скорость - 37 км/час; в 2001 -30.9 млн пасс. На 1 янв. 1998 метрополитен соединяет Ц. г. с сев. р-нами (Уралмашем и Эльмашем). Эксплуатационная дл. линии - 7,446 км, строит. дл. - 8,140 км, соединительная ветка - 0,95 км (см.: Гор. пасс. транспорт). Подвижной состав ЕМ - 54 вагона (2001).

В планах завершение стр-ва ст. "Геологическая" (на пересечении ул. 8 Марта и Куйбышева), доведение первой линии до ул. Щорса (ст. "Чкаловская"). Далее намечено стр-во второй линии от ст. "Западная" (ВИЗ) до ст. "Каменные палатки" (жил. р-н Комсомольский) со стр-вом пересадочного узла на ст. "Пл. 1905 года".

Е.Г. Анимица, Р.К. Сабитов, Б.А. Наливайко