нач. уч. заведения горн. ведомства, действовавшие в Екат. с 1724 по 1879. Инициатор их орг-ции - В.Н.Татищев. В окт. 1723 Татищев разработал план, согласно к-рому в г. должны были открыться словесная и арифметическая школы. Для арифметической шк. Татищевым была разработана первая в истории России программа проф. обучения отд. видам ремесел, к к-рым уч-ся должны были приступать по мере овладения геометрией. После отъезда Татищева с У. Екат. шк. с 1725 до 1735 были единственными уч. заведениями горн. ведомства не только на У., но и в России. По возвращении на У. Татищев открыл в Екат. в 1735 нем., латинскую шк., шк. знаменования (рисования). С 1735 ч. уч-ся словесной (а во второй пол. XVIII в. и арифметической) шк. обучали нотному пению. В 1736 Татищевым разработан устав, определивший основы орг-ции ГШ. Предусматривалось параллельное обучение: вводилось расписание, согласно к-рому уч-ся словесной шк. должны были посещать арифметическую, уч-ся немецкой - знаменования, латинской - арифметическую, арифметической - знаменования. Во всех шк. должно было вводиться параллельное обучение ремеслам - токарному, столярному, паяльному, пробирному, гранильному. Программа проф. обучения претворялась в жизнь до нач. 1740-х (за искл. словесной шк.). Если в ГШ при др. з-дах было от 20 до 90 уч-ся, то в екат. в 1735 - 266, в 1736 - 354, с 1738 - более 200 уч-ся. Обучение объявлялось обязательным для мальчиков - детей мастеровых, завод. раб., служащих горн. канцелярии и завод. контор, духовенства (с 1735-1740), драгун и солдат (с 1733), дворян и офицеров горн. ведомства (с 1735). На протяжении XVIII в. большинство уч-ся составляли дети мастеровых. Наборы детей в ГШ проводились каждые два-три г., зачислялись дети с 6 до 15 лет. По инициативе Татищева в 1735-1737 привлекались в шк. дети немцев, проживавших в Екат., дворян, в т. ч. офицеров, из Тобольска. В 1746 предписывалось детей дворян, офицеров, унтер-офицеров и управляющих з-дами, имевших менее 100 душ креп., присылать со всех казенных з-дов У. для обучения математике, черчению и др. "дальним наукам" в Екат. Сиротам, детям бедных родителей, в т. ч. солдат, назначалось казенное жалованье, с 1735 его начали получать все "иногородние" за исключением детей духовенства. С 1742 из-за хронического перерасхода штатных сумм жалованье стали давать лишь сиротам, детям отставных, солдат, разночинцев, их и оставили в шк., большинство детей из др. соц. слоев, получавших жалованье, отправили по домам или распределили к делам. Поскольку екат. шк. пополнились за счет перевода ч. уч-ся из закрывавшихся шк. Уктусского, Верх-Исетского и др. з-дов, число детей в ГШ Екат.даже увеличилось с 247 в 1742 до 277 в 1743. В 1756 обучалось 395 уч-ся, в 1763 - 308. В 1781 в связи с упразднением Канцелярии Гл. з-дов правления ГШ перешли в ведение Перм. приказа обществ. призрения. В 1787 в связи с изд. Устава нар. уч-щ (1786) произошло слияние ГШ в одну Екат. горн. шк. (три кл., 300 уч-ся). В 1797 ее вернули в горн. ведомство. Указом Сената 1801 в связи с возрождением сети шк. при др. казенных з-дах У. Утверждалась программа Екат. шк.: закон Божий, чтение, письмо, арифметика, геометрия, черчение, пение, для детей горн. нач-ков - немецкий и французский яз. По Горн. положению 1806 Екат. шк. наряду с др., располагавшимися в Ц. горн. окр., должна была превратиться в гл. с расширенной программой, вкл. алгебру, геометрию, рисование, черчение, историю, географию, физику, маркшейдерство, основы механики и гидравлики, химии, металлургии, минералогии, горн. правоведение и бухгалтерию, латинский, немецкий и французский яз. Наряду с общеобразовательной, уч-ся должны были получить и широкую проф. подготовку. Такая программа позволила бы детям горн. чиновников поступать в СПб. горн. корпус. Учиться в Екат. гл. шк. должны были наиб. способные дети, закончившие малые шк. окр. (Уктусскую, Березовскую, Каменскую, Пышминскую. Нижнеисетскую). В XIX в. Екат. шк. уже не была самой кр. на У., в 1810-1812 в ней было 69 уч-ся, в 1829 - 41. По новым штатам 1829 шк. полагались два учителя, в т. ч. священник, программа ограничивалась законом Божьим, чтением, письмом, арифметикой, грамматикой, латинским яз. По инициативе гл. горн. нач-ка В.А.Глинки с 1838 в Екат. шк. стал применяться ланкастерский метод взаимного обучения уч-ся. Завод. штатами 1847 на У. вводилась трехступенчатая система ГШ, согласно к-рой в Екат. должны были действовать завод. шк., Екат. окр. уч-ще и Урал. горн. уч-ще. В 2-год. завод. шк. детей от 8 до 11 лет полагалось обучать чтению, письму, чистописанию, арифметике, священной истории, катехизису, знанию осн. горн. пород, руд и видов завод. продукции. Вместо 200 уч-ся, предусмотренных штатами, в 1850-е училось от 45 до 59, в осн. дети ниж. чинов горн. ведомства, все уч-ся впервые стали получать казенное жалованье. Лучшие выпускники завод. шк. окр. получили возможность продолжить образование в пяти окр. уч-щах, открывшихся в 1848, а наиб. способные уч-ся окр. уч-щ - в Урал. горн. уч-ще, основанном в 1853. В 1879 завод. шк. и окр. уч-ща переданы из горн. ведомства Мин-ву нар. просвещения, к-рое реорганизовало первые в 2-кл. нач. нар. уч-ща, вторые - в гор. уч-ща, что вызвало недовольство нас. и отрицательно сказалось на подготовке кадров низшей квалификации для горнозавод. пром-сти. В пригородах Екат. действовали завод. шк. для мальчиков: при Уктусском з-де (в 1721-1725, 1735-1742 - словесная, в 1721-1724, 1741-1742 - арифметическая, с 1802 - завод.); при Верх-Исетском з-де (в 1735-1742 - словесная, 1741-1742 - арифметическая, в 1822-1830, с 1836 - частная заводовладельцев Яковлевых); при Нижнеисетском з-де (в 1798-1879).
Лит.: Нечаев Н.В. Горнозаводские школы Урала: К истории профессионально-технического образования в России. М., 1956; 100 лет горнотехнической школе на Урале. Свердловск, 1948; Сафронова А.М. Екатеринбург как центр образования на Урале в XVIII в. // Екатеринбург в прошлом и настоящем: Материалы научной конференции, посвященной 270-летию города. Екатеринбург, 1993; Она же. Первые школы Екатеринбурга (1724-1734). Екатеринбург, 2000.
А.М. Сафронова
См. также |
КАНЦЕЛЯРИЯ ГЛАВНОГО ЗАВОДОВ ПРАВЛЕНИЯ