ст. владения чел. навыками чтения и письма, один из осн. показателей соц.-культ. развития нас. Общ. показатели Г. нас. в XVIII в. не выяснялись. Однако можно считать, что Г. муж. нас. Екат. была относительно высокой в силу след. причин. Екат. железоделательный з-д - один из крупнейших в России, имел сравнительно большое число мастеровых высокой квалификации, по роду деятельности обязанных знать грамоту. Екат. - Ц. управления з-дами У. и Сибири, здесь сосредотачивалось значительное число приказных людей. В г. располагались солд. и драгунская роты, с кон. XVIII в. - Екат. полк, а дети драгун и солдат подлежали обязательному обучению грамоте. С 1725 действовала Екат. словесная шк. - самое кр. уч. заведение при з-дах У., в к-ром обучались дети мастеровых, служащих контор, с 1733 - драгун и солдат, духовенства (в 1735-1740), дворян и горн. офицеров (с 1735). Пост. проводились переписи детей шк. возраста, в результате пополнялось число уч-ся. Действовали и шк. грамоты, велось обучение в семье. Во второй пол. XVIII в. Канцелярия Гл. з-дов правления вела распродажи уч. кн., закупленных в Москве и на ярм., частным лицам.
Женщины, знавшие грамоту, в XVIII в. были редкостью, обучались в семье или у мастеров грамоты. Хотя в 1789 открылось малое нар. уч-ще, где впервые могли обучаться и девочки, из-за новизны дела их туда не отдавали. Лишь в 1838 появилось девичье уч-ще при Ново-Тихвинском жен. мон., во второй пол. XIX в. - нач. нар. уч-ща, ЦПШ, шк. грамоты, где девочки могли учиться читать и писать. Горн. ведомство жен. шк. в Екат. не открывало.
Согласно переписи 1887, из 37 309 жит. Екат., не считая детей младше 8 лет, грамотны 42,7 %, лишь четв. жит. умела читать и писать, 10,8 % закончили нач. и ср. уч. заведения. К моменту проведения первой всеобщ. переписи нас. России (1897) общ. показатель Г. нас. от 10 лет и старше поднялся до 58,8 %, в т.ч. у мужчин - до 70,5 %, у женщин - до 48,8 % (учитывалось умение читать). Показатели Г. разных сословий и возрастных гр. значительно отличались. Среди мужчин-дворян, чиновников и духовенства Г. в зависимости от возраста колебалась от 96,1 % до 100 %. Среди женщин-дворянок старше 60 лет грамотных было 71 %, среди духовного сословия - 84,3 %, а среди 30-39-летних - 93,3 % и 100 % соответственно. Общ. показатель Г. гор. сословий (поч. гр-н, купцов, мещан) от 10 лет и старше значительно уступал привилегированным сословиям - 62,2 % против 95,5 % у дворян и 97,1 % у духовенства. Здесь резче выступали различия Г. среди мужчин и женщин: 75,8 % и 51 % (у лиц старше 60 лет - 50,1 % и 18,8 % соответственно). У ср. поколения различия уменьшались: у 30-39-летних - 76,5 % и 48,7 %, у 10-19-летних - 89,5 % и 79,8 % грамотных мужчин и женщин соответственно. В среде гор. сословий наблюдался значительный рост Г. на протяжении XIX в.: если среди мужчин от 60 лет и старше грамотен лишь каждый второй, то среди 10-19-летних - 89,5 %, у женщин этих возрастных гр. Г. возросла с 18,8 % до 79,8 % (в 4,2 раза). Лица "сельского состояния", составлявшие 42,1 % нас., на пороге XX в. были самыми малограмотными, лишь 46,4 % среди них от 10 лет и старше умели читать. В этой гр. - самый большой разрыв в Г. между мужчинами и женщинами (59,3 % и 38,2 % соответственно). Но темпы роста Г. в XIX в. среди лиц "сельского состояния" были даже выше: Г. среди 10-19-летних выросла по сравнению с гр. 60 лет и старше в 3,9 раза, в то время как у гор. сословий - в 2,7 раза. После Окт. рев-ции предприняты большие усилия по расширению сети шк. для детей с одноврем. обучением грамоте взрослого нас. Через полгода после окончательного утверждения в г. сов. власти по решению коллегии губоно от 31 янв. 1920 начался учет неграмотного нас. с целью его вовлечения в шк. ликбеза. Из 88,8 тыс. грамотно-способного нас. Екат. грамотных было 54,2 тыс. (61 %), среди женщин - 55 %. Обучение грамоте взрослого нас. возглавила Чрезвычайная комиссия по ликбезу (Грамчека), сформированная в февр. 1920: решено открыть в г. 30 краткосрочных педкурсов, к 1 мая 1920 развернуть деятельность 300 ликпунктов. В качестве пед. работали клубные работники, библиотекари, инж.-техн. персонал, студенты, уч-ся техникумов и ст. классов шк. В ходе проведения всесоюз. переписи 1926 учитывались умеющие и читать, и писать. Общ. показатель Г. горожан в возрасте от 10 лет и выше возрос до 81,1 %, в т.ч. у мужчин - до 90,5 %, у женщин - до 72,8 %; неграмотными в этой гр. нас. оставались 20 679 чел. С осени 1928 по почину комсомольцев Москвы развернулось массовое движение за новую к-ру, получившее назв. "культпоход", для активистов-культармейцев в г. открылся нар. культармейский ун-т. Своеобразной формой работы стала культэстафета, в к-рую включилось ок. 1000 культармейцев. В честь Окт. рев-ции в 1930 проводился ударный декадник. К кон. 1-й пятилетки большинство кадровых раб. г. были грамотны. В связи с притоком на з-ды и стройки Свердл. сел. нас. работа по ликбезу продолжалась. Пост. расширялась в г. и шк. сеть. В 1926 из детей в возрасте 8-11 лет обучались в шк. 74,9 %, к кон. 1929 - более 90 %. В 1930 в стране законодательно введено всеобщ. обязательное нач. обучение в объеме четырех кл. В 1931/32 уч. году в шк. г. училось 98-99 % детей. По данным переписи 1939, общ. показатель Г. нас. от 9 лет и старше составил 90,9 %, в т.ч. у мужчин - 96,8 %, у женщин - 86,2 %. Если в возрасте от 9 до 19 лет грамотными были 99,2 % юношей и 99,1 % девушек, то в ст. поколении (от 50 лет и старше) - 82,9 % мужчин и только 51 % женщин. В последующие десятилетия в условиях последовательно внедряемого шк. всеобуча повышение общ. уровня Г. нас. шло в осн. за счет роста удельного веса лиц, овладевших чтением и письмом на шк. скамье.
Лит.: Сафронов А.А. Уровень грамотности жителей Екатеринбурга во второй половине XIX в. // Первые Татищевские чтения. Екатеринбург, 1997; Приходько Т.Л. Уровень грамотности и образования населения города Свердловска (по материалам переписей населения 1926 и 1939) // Екатеринбург - вчера, сегодня, завтра. Екатеринбург, 1998.
А.М. Сафронова, А.А. Сафронов
См. также |
КАНЦЕЛЯРИЯ ГЛАВНОГО ЗАВОДОВ ПРАВЛЕНИЯ | ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ