Энциклопедии Екатеринбурга
 

 

<<< УРАЛОБЛИСПОЛКОМ

(Исполнительный к-т Урал. обл. Совета раб., крест. и красноарм. деп.), распорядительный и исполнительный орган гос. власти, осуществлявший экон. и полит. рук-во на тер-рии Урал. обл. в 1923-1934.

Располагался в г. по адресу: ул. Пушкинская, 15. Избран на I (IV) Урал. обл. съезде Советов (10-13. дек. 1923) в составе 35 чл. и 15 канд. в чл. Для рук-ва текущим управлением и проведения в жизнь пост. и декретов центр. власти был избран През. в составе 7 чл. и 3 канд. в чл. Урал. обл. была первым пром. р-ном РСФСР, где было введено новое адм.-терр. деление. На I сессии У. его пред. был избран Д.Е.Сулимов, 1-м зам. - М.А. Тер, 2-м зам. - П.Т.Зубарев, ответственным секр. - Я.А.Теумин, чл. през. - Ф.И.Локацков, С.И.Клепацкий, П.Н.Авдеев, канд. в чл. - Р.М.Лидеман, А.В.Семченко, Б.А.Штернберг. Состав У. переизбирался на V (март 1925), VI (март-апрель 1927), VII (апр.-май 1929), VIII (февр. 1931) съездах Советов Урал. обл. Числ. состав У. (и его През.) имел общ. тенденцию к увеличению: на V съезде было избрано 67 чл. и 33 канд. в чл.; на VI - 135 и 49; на VII - 141 и 63; на VIII - 135 и 42 соответственно. В парт. отношении У. всех созывов в абс. большинстве был коммунистическим, что было обусловлено составом дел. съездов Советов. На I (IV) съезде коммунисты вместе с канд. в чл. РКП (б) составляли 94 %, на V - 92,4 %, на VI - 62,8 %, на VII - 76,4 %. У. был органом двойного подчинения: ответственным перед избравшим его съездом и подчиненным ВЦИК и СНК РСФСР. Парт. влияние обеспечивалось также путем вхождения секр. и нек-рых чл. бюро Уралобкома партии в состав У., а пред. У. - в состав бюро обкома. У. функционировал на принципах "демокр. централизма", контролировал деятельность нижестоящих Советов и их исполкомов (по сост. на апр. 1926 - 16 окруж., 205 - р-нных, 37 - гор., 3147 - сел. исполкомов), а также деятельность правительственных учреждений, не входящих в состав У. В период между съездами Советов пленумы У. созывались ежемесячно, сессии У. - не реже одного раза в полгода. Аппарат У. состоял из През., секретариата, отд., хоз. ч., бухгалтерии. Структура аппарата изменялась в соответствии с изменявшимися хоз. и соц. задачами, полит. обстановкой в стране и обл., приоритетами парт. рук-ва. Отд. У. (созд. в кон. 1923) строились по отраслевому принципу: обл. совет нар. х-ва (рук. Ф.И.Локацков), земледелия (П.Т.Зубарев), финанс. (Р.М.Лидеман), коммунальный, труда (Б.Э.Оршанский), нар. образования (В.Н.Зверев), здравоохранения (С.И.Белостоцкий), соц. обеспечения (П.П.Бобко), адм. (Г.С.Мороз), гос. политуправления (Г.С.Мороз), к-т по внутр. торговле (Гаевский), воен. комиссариат (В.С.Коровин), управление милиции, раб.-крест. инспекция (Б.А.Штернберг), обл. плановая комиссия (А.В.Семченко), облстатуправление (В.С. Немчинов). При У. состояли уполномоченные наркоматов: Наркомвнешторга (Н.Е.Наумов), Наркомпрода (Г.И.Самарин), Наркомпути (А.И. Емшанов), Наркомата почт и телеграфа (А.А.Майостренко). Обл. суд и обл. прокурор имели определенную самостоятельность, непосредственно У. не подчиняясь. При У., През. или отд. создавались пост. или врем. Комиссии по отд. хоз. и полит. вопросам.

У. развертывал свою деятельность в условиях углубления НЭПа. "Положением об Уральской области", утвержденным СНК РСФСР, были определены предметы ведения У. внутри Урал. обл. в сфере орг.-правовой, управления, охраны порядка, суд.-следственной, воен., финанс., пром-сти и торговли, кооперации, сел. и лесного х-ва, коммунального х-ва и благоустройства, культ.-просв., нар. образования, здравоохранения и соц. обеспечения. В компетенции У. находилось обеспечение т.н. рев. законности и обществ. безопасности вплоть до объявления обл. на исключительном положении. У. осуществлял контроль за обществ. орг-циями и объединениями, печатью, публ. зрелищами, проводил в жизнь законодательство об отделении ц. от гос-ва. В обл. рук-ва развитием пром. произ-ва У. непосредственно управлял местной гос. пром-стью, утверждал производств. планы и сметы трестов и комб-тов окруж. подчинения, решал вопросы, связанные с внедрением в их деятельность хозрасчета, дальнейшей концентрацией произ-ва, орг-цией кооп., частной, кустарной пром-сти, сдачей пр-тий в аренду. В обл. с.х. У. осуществлял рук-во с/х пр-тиями соц. сектора, мероприятиями по дальнейшему землеустройству и землепользованию, внедрением агрономических знаний, сбором зем. налога, закупкой прод. ресурсов. Важнейшими задачами У. в условиях НЭПа были сбор гос. и местных налогов, формирование бюджета, рук-во развитием розничной и оптовой торговли, товарных бирж, ярмарок, всех видов кооперации, обеспечение выхода на мир. рынок, внедрение кредита, регулирование рынка труда. В культ.-просв. сфере гл. задачами У. были общ. рук-во нар. образованием и контроль за деятельностью всех просветительских учреждений.

В дек. 1925 в утвержденной У. новой ред. "Положения об Уральской области" его функции и задачи уточняются и расширяются; намечается реорг-ция нек-рых прежних и создание новых отд.: коммунальный отд. преобразуется в отд. местного х-ва, к-т по внутр. торговле - в отд., вновь созд. орг. отд., обл. контора Госстраха, обл. суду и прокуратуре предоставлены большая самостоятельность. Со второй пол. 1928 У. функционировал согласно утвержденному ВЦИК 31 июля 1928 "Положению о краевых (обл.), окруж. и район. съездах Советов и их исполнительных к-тах", в результате чего в его деятельности усилились командно-адм. и сокращались демокр. методы управления нар. х-вом и всеми соц. процессами в жизни обл. С 1927, когда ВКП(б) берет курс на подчинение деятельности Советов задачам "социалистического строительства", управленческие функции все больше сосредоточивались (наряду с центр. ведомствами) в руках возглавляемой ЦК и Уралобкомом партии номенклатуры обл. исполнительской власти, особенно в През. и отд. У. В "Положении" 1928 подчеркивалось, что исполком является высш. органом Сов. власти на местах и его первейшая обязанность - "проведение в жизнь декретов, пост., распоряжений вышестоящих органов". Рук. подчиненных исполкомам структур могли "наказываться" в адм. и суд. порядке. Были расширены права У. в рук-ве хоз. (в сфере планирования, управления пром-стью, с.х., торговлей) и соц.-культ. стр-вом, но одноврем. гл. место в деятельности У. заняли адм. методы управления х-вом (вмешательство в деятельность хозрасчетных трестов и комб-тов, свертывание рыночных отношений в экономике, ликвидация частного капитала и мелкого товарного произ-ва). Ужесточилось директивное планирование; начался переход от год. планов к составлению 5-летних планов развития нар. х-ва. Усиливалось адм. вмешательство У. в соц.-культ. сферу.

Пред. У.: Д.Е.Сулимов (14.12.1923-4.04.1927), Ф.И.Локацков (5.04.1927-01.1928), И.Д.Кабаков (04.1928-02.1929), М.К.Ошвинцев (03.1929-13.10.1933). Д.Е.Сулимов и М.К.Ошвинцев были наиб. авторитетными рук. Советов У. 1920-х гг., рекомендованы затем на работу в центр. органы власти и управления (Д.Е.Сулимов - 1-й зам. Наркома путей сообщения, в 1930-1937 - пред. СНК РСФСР; М.К.Ошвинцев с осени 1933 на ответственной работе в Комиссии сов. контроля при СНК СССР). Пост. ЦИК СССР от 17 янв. 1934 Уральская обл. была разделена на Свердл., Челяб. и Обь-Иртышскую (с Ц. в г. Тюмени) обл., в связи с чем У. прекратил свои полномочия.

А.В. Мельников