Первые сведения об огранке камней на У. относятся к 1723 и связаны с именами М.Васенцова, С.Васильева, А.Колокольникова, А.Сунгурова, М.Несенкова и др. Во второй пол. XVIII в. гранились аметисты, топазы, в первой пол. XIX в. - изумруды, сапфиры, аквамарины и др. После 1861 огранкой занимались в осн. кустари, использовавшие до двух десятков технол. приемов, т.н. "екатеринбургскую грань". В нач. ХХ в. огранку вели преим. частные фирмы. В 1918 это ремесло на У. исчезло и возобновилось в 1922, причем осн. ч. изделий экспортировалась.
С 1726 впервые мелкая кам. пластика стала употребляться в виде вставок в конских сбруях, мундштуках, в рукоятях ножей и кортиков, в табакерках; с 1782 - в печатях из агата и горн. хрусталя; с 1786 - в чернильницах; с 1787 - в пуговицах. В XIX в. ассортимент изделий расширился за счет вып. камей, шкатулок, пресс-папье, пепельниц и др. изделий. Во второй пол. XIX в. определяющую роль в их произ-ве играли кустари. В первой пол. ХХ в. заметный вклад в кам. пластику в анималистическом жанре внесли А.К. Денисов-Уральский и Н.Д. Татауров. С сер. ХХ в. стал разнообразнее выбор изделий, а в посл. трети в. развилось изготовление сувениров и значков. Важнейшее направление ЮИ - украшения: серьги, крестики, бусы, браслеты; оклады для икон из яшмы, родонита, изумруда, малахита и др. камней. В кон. XIX в. появились частные фирмы, скупавшие у кустарей ограненный мат-л и оправлявшие его в металл за пределами У. Совр. шк. ювелиров, работающих с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, дополненными зернью и филигранью, сформировалась на У. во второй пол. ХХ в. Предс. ее: В.Я.Бакулин, В.Ф.Ветров, Б.А.Гладков, В.У.Комаров, Л.Ф.Устьянцев, В.Н.Устюжанина, В.Н. Храмцов.
Лит.: Копылова В. Ювелирное искусство на Урале. Свердловск, 1981; Зайцев Г.Б. У истоков уральского ювелирного искусства // История художественной культуры Урала. Свердловск, 1986; Зайцев Г.Б. Ювелирное искусство дореволюционного Екатеринбурга. Екатеринбург, 2000.
Г.Б. Зайцев
См. также |
ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ КУЗЬМИЧ