многоместный (от 9 до 170 пасс.) автомобиль с кузовом гл. обр. вагонного типа. Макс. скорость гор. автобуса - 70 км/час, междугор. - 100 км/час. Дл. микроавтобуса - 5 м, сочлененного автобуса - до 24 м. Ведущий вид гор. пасс. транспорта Екат.: сеть автобусных линий имеет наиб. протяженность (557 км; 1998). Автобусные перевозки делятся на гор., пригор. и междугор.
Первый гор. летний автобусный маршрут, соединивший Пл. 1905 года с оз. Шарташ, открыт в июне 1924. Два автобуса ходили по выходным дням. Первые регулярные маршруты (ж.д. вокзал - пл. 1905 г. - ул. Фрунзе и ВИЗ - ст. Шарташ) открыты в 1925. На них курсировали автобусы марки "Ford". В 1926 гор. автобусный парк насчитывал 25 машин. Быстрыми темпами автопарк начал расти с 1950-х. К 1960 число автобусов на гор. маршрутах составило 296 (1950 - 10, 1955 - 135). Резко возрос объем пасс. перевозок, млн чел.: 1950 - 0,2; 1955 - 11,2; 1960 - 54,5. Как наиб. мобильный и маневренный вид гор. транспорта, автобус охватил практически все жил. р-ны г. Наиб. интенсивное движение и кол-во маршрутов на просп. Ленина (от ул. 8 Марта до ул. Гагарина), ул. Малышева (от нач. до ул. Гагарина), Свердлова - Карла Либкнехта, 8 Марта (от просп. Ленина до ул. Щорса) и др. Динамика перевозок пасс., млн чел.: 1970 - 91; 1985 - 213; 1995 - 238; 1996 - 212.
Макс. кол-во маршрутов пришлось на кон. 1980-х - нач. 1990-х (более 60, вкл. два экспресса в аэропорт "Кольцово"). К 1996 оно уменьшилось до 45. Снижение кол-ва маршрутов и объема перевозок связано со старением и уменьшением парка подвижного состава. Так, в 1991 Екат. располагал 677 автобусами общ. пользования, в 1992 их число уменьшилось до 590. Однако возрастающая протяженность маршрутов (1994 - 501,3 км; 1995 - 534,6 км) потребовала увеличения автобусного парка. Первонач. проблему комплектации попытались решить путем покупки подержанных машин "Volvo" и "Scania". В 1996 было найдено новое решение проблемы: закупка на средства кредита Междунар. банка реконструкции и развития новых машин венгерско-рос. ("Ikarus 283") и (с 1997) германо-рос. произ-ва (см. Городской пассажирский транспорт). В 2001 Екат. располагал 631 автобусами. За г. они перевезли 265.8 млн пасс. В 2001 эксплуатировалось во внутригородском сообщении 52 маршрута.
Екат. имеет разветвленную сеть пригор. маршрутов, связывающую г. с важнейшими нас. пунктами в радиусе 60 км. Направления перевозок: сиб. (Белоярский, Косулино, Заречный, аэропорт "Кольцово" и др.), режевское (Березовский, Лосиный), сысертское (Сысерть, Арамиль, Верх. Сысерть, Двуреченск, аэропорт "Уктус" и др.), полевское (Полевской, Дегтярск, Горный Щит и др.), чусовское (Медный, Чусовское оз.), первоуральское (Первоуральск, Ревда, Новоалексеевка), тагильское (Верх. Пышма, Среднеуральск, оз. Таватуй, Балтым). Отправление автобусов - с автовокзала (ул. Щорса), от ст. метро "Уральская" (ж/д вокзал), УГТУ-УПИ (ул. Мира), автост. "Восточная".
Междугор. маршруты соединяют Екат. с Ц. муниципальных образований Свердл. обл. (Красноуфимском на З., Тугулымом на В., Краснотуринском на С.), а также с Тюменью, Челябинском, Пермью, Уфой, Набережными Челнами, Златоустом, Снежинском, Кунгуром и др. гг.
Лит.: Букин В.П., Пискунов В.А. Свердловск. Перспективы развития до 2000 г. Свердловск, 1982; Городской пассажирский транспорт: Справочник / Сост. В.П. Рогожкин, С.А.Ваксман, В.В.Платонов. Свердловск, 1977; Народное хозяйство Свердловской области: Статистический сборник. Свердловск, 1962; Очерки истории Свердловска (1723-1973). Свердловск, 1973; Свердловск: Путеводитель-справочник. Свердловск, 1975; Итоги экологического, социального и экономического развития муниципального образования "Город Екатеринбург". Екатеринбург, 2001.
Е.Г. Анимица, Р.К. Сабитов
См. также |
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ