Энциклопедии Екатеринбурга
 

 

<<< ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

(ГПТ), система трансп. и инж. коммуникаций, подвижного состава, зданий и сооружений, обеспечивающая массовые внутригородские пасс. перевозки. Включает автобус, электро-транспорт (трамвай, троллейбус), метрополитен, такси (в т.ч. маршрутное). Набор видов ГПТ и уровень их развития определяется терр. параметрами и числ. нас. г.

Екат. обладает развитой системой ГПТ. Ее составляют: трамвай (с 1929), троллейбус (с 1943), автобус (с 1924), индивидуальное (с 1935) и маршрутное такси, метрополитен (с 1990).

Наиб. высокими темпами ГПТ развивался в 1950-1970-е. В 1975 Екат. имел 26 трамвайных, девять троллейбусных и 39 автобусных маршрутов, на к-рых перевезено 444,2 млн пассажиров (по видам ГПТ - 204,2; 84,5 и 155,5 млн соответственно). За посл. годы объем перевозок возрос в 1,5 раза (в 2001 -657.5 млн чел.).

В 2001 в г. действовали 28 трамвайных, 18 троллейбусных и 52 автобусных маршрутов, шесть ст. метрополитена. Структура перевозок по видам транспорта, автобус - 41,4; трамвай - 33,3; троллейбус - 21,0; метрополитен - 43. Протяженность гор. автобусных маршрутов - 697,5 км (во внутригородском сообщении), троллейбусных линий - 77 км., трамвайных путей - 78,9, путей метрополитена - 7,45 км . Перевозки обеспечивали 631 автобус, 261 троллейбус, 465 трамвайных вагонов, 54 вагонов метрополитена. Работали 445 легковых таксомоторов.

ГПТ убыточен. На дотации предприятиям ГПТ в 2000 было выделено ок. 6 от объема всего консолидированного бюджета Екат., что составило более 253 млн. руб.

В 1996 Междунар. банк реконструкции и развития предоставил 14 крупнейшим г. России, в т.ч. Екат., кредит для решения трансп. проблемы. На эти средства в 1997 приобретены 280 автобусов, проведен ремонт 20 автобусов и 26 трамваев.

В кон. 1990-х интенсивно развивалась сеть маршрутных такси (МТ). В 2000 работало 14 круглогодичных маршрутов МТ. Количество перевезенных пассажиров составило в 2000 4419 тыс. чел., что в 2 раза больше, чем в 1999. Перспективное направление ГПТ- развитие метрополитена. Также предполагается ускоренное развитие троллейбусных линий и открытие автобусных маршрутов. Роль трамвая постепенно будет снижаться.

Лит.: Букин В.П., Пискунов В.А. Свердловск. Перспективы развития до 2000. Свердловск, 1982; Народное хозяйство Свердловской области: Статистический сборник Свердловск, 1962; Очерки истории Свердловска (1723-1973). Свердловск, 1973; Панов П. Свердловск. Изд. 2-е. Свердловск, 1966; Свердловск: Путеводитель-справочник. Свердловск, 1975.

Е.Г. Анимица, Р.К. Сабитов

АВТОБУС  |  ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН.