(1872 — март 1918, июль 1918 — июль 1919, с 1994 — распорядительный и контролирующий орган гор. обществ. управления в Екат., созд. согласно Городового положения 1870 (см. Городовые положения). Функционировала в Екат. с 1872 в составе 72 чл. (гласных), избираемых сроком на 4 г. Пред. ЕГД являлся городской голова; в ее составе преобладали предст. купечества, значительную ч. составляли также чиновники. После реформы 1892 числ. состав ЕГД сократился примерно на 1/3. В ее составе продолжали преобладать купцы, но увеличилось число дворян. ЕГД должна была выражать интересы всего гор. об-ва. В сферу компетенции ЕГД включались кадровые вопросы, обсуждение и принятие решений по многочисл. хоз. и финанс. вопросам, анализ гор. бюджета (рассмотрение и утверждение гор. смет), контроль за деятельностью гор. управы, изучение и утверждение финанс. и др. отчетов исполнительной власти, снабжение ее инструкциями, изд. обязательных пост. для горожан, связанных с гор. благоустройством. По Городовому положению 1870, присутствие гласных на заседаниях не являлось строго обязательным; заседание было правомочным, если на нем присутствовала 1/3 гласных (лишь в отд. случаях, при обсуждении наиб. важных вопросов, требовалось присутствие 2/3 гласных). Кол-во заседаний, по закону 1870, определялось самой ЕГД; в ср. ежегодно проводилось 23 заседания, иногда их кол-во доходило до 30. Заседания ЕГД проходили без четкого регламента и довольно нерегулярно: в нек-рые мес. собиралось от 1 до 3 заседаний, в отд. мес. их вообще не проводилось. На заседаниях обычно присутствовало ок. 50 % гласных. Согласно Городовому положению 1892, гласные должны были обязательно посещать заседания ЕГД, сообщая о причине своего отсутствия заранее. Кроме того, новым законом регламентировалось число заседаний — не менее 4-х и не более 24-х в г. В кон. XIX — нач. XX в. ЕГД проводила в ср. по 16 заседаний в г. В повестку заседания обычно включалось по 8–10 вопросов. ЕГД была подотчетна перм. губ. В сер. марта 1918 ЕГД была распущена, однако после занятия Екат. 19 июля 1918 белогв. войсками восстановлена вместе с др. органами гор. самоуправления и просуществовала до сер. 1919.
Восстановлена в 1994 как представительный орган гор. самоуправления в Екат. (до янв. 1995 — Гор. собр. представителей), представляющий все нас. г.; является правопреемником Екат. гор. Совета нар. деп. ЕГД — юрид. лицо.
С нач. 1990-х, в связи с преобразованиями всей системы обществ. отношений в России, встал вопрос о реформировании представительных органов власти местного самоуправления. Указом През. РФ от 9 окт. 1993 деятельность местных Советов нар. деп. была прекращена; функции Советов до избрания и нач. работы новых органов представительной власти были переданы соответствующим адм. В Екат. полномочия Екат. гор. Совета были прекращены в соответствии с пост. Гл. адм. № 571 с 29 окт. 1993. Функции Совета временно выполняла гор. адм. Одноврем. рядом Указов През. РФ («О гарантиях местного самоуправления в РФ» № 2265 от 22 дек. 1993, «О реформе местного самоуправления» № 1760 от 26 окт. 1993, «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» № 1617 от 9 окт. 1993) были определены сроки, общ. порядок орг-ции и проведения выборов в представительные органы местного самоуправления, в т.ч. для Екат. как г. с нас. св. 50 тыс. чел. — гор. собр. представителей.
Нормативными док-тами, регулирующими проведение выборов и орг-цию деятельности ЕГД (Гор. собр. представителей) 1-го созыва, стали временные положения «О местном самоуправлении в Свердл. обл.» и «О выборах органов местного самоуправления в Свердл. обл.» (утверждены пост. Гл. адм. Свердл. обл. № 24 от 25 янв. 1994). 10 апр. 1994 прошли выборы деп. Думы (Гор. собр. представителей) 1-го созыва; всего было избрано 14 деп. (2/3 от установленного числа — 21 деп.; попытки завершить формирование представительного органа на довыборах 16 окт. 1996 оказались безуспешными из-за низкой активности избирателей), что осложнило эффективную нормотворческую деятельность нового органа власти. Большинство в Гор. собр. представителей составили раб. здравоохранения (5 чел.), пед. (3), гл. районных администраций (2) и предст. правозащитных обществ. орг-ций (2). Всего за 2 г. работы состоялось 36 заседаний ЕГД 1-го созыва; на заседании 24-й сессии 16 окт. 1995 был принят Устав города Екатеринбурга. В составе Думы 1-го созыва были обр. 4 пост. деп. комиссии: по бюджету, по соц. политике, по муниципальной собственности, по местному самоуправлению. Пред. на заседаниях Думы 1-го созыва в мае 1995 был избран Гл. адм. г. Екат. А.М.Чернецкий, а зам. председательствующего — В.Н.Семин. Деп. 1-го созыва продолжали свою деятельность и после 10 апр. (т.е. по истечении срока своих полномочий) вплоть до 20 июня 1996 (дня нач. работы представительного органа нового созыва) в связи с тем, что 14 апр. не были избраны необходимые для признания правомочий Думы 2-го созыва 2/3 от установленного Уставом г. числа деп. Думы.
Формирование ЕГД 2-го созыва проходило в соответствии с Уставом г. Екат., определившим численный состав Думы в 27 чел., избираемых жит. г. по избирательным окр. сроком на 4 г. и осуществляющих полномочия как на освобожденной, так и на не освобожденной (бесплатной) основе. 14 апр. 1996 было избрано 16 деп., 16 июня 1996 — еще 10 деп. Среди избр. деп. — 5 раб. здравоохранения, 4 раб. правоохранительных органов (действующих и в отставке), адвокаты, рук. пр-тий и орг-ций. В составе деп. было 3 женщины. 20 июня 1996 Дума 2-го созыва приступила к работе, пред. Думы был избран Я.П.Силин, зам. пред. Думы — С.С.Миклашевский; были сформированы раб. органы Думы. Рук-ву и деп. Думы удалось создать конструктивную, направленную на реализацию интересов г. и его жит. систему взаимоотношений с Главой города Екатеринбурга, адм. г., к-рая учитывала взаимные интересы, избегая политизации взаимодействия представительной и исполнительской власти.
ЕГД 2-го созыва продолжила свою работу и после июня 2000 (по истечении четырехлетнего срока работы) до марта 2001 в связи с трудностями по формированию ЕГД 3-го созыва. На выборах деп. ЕГД 18 июня 2000 было избрано всего 5 деп., на повторных выборах 17 дек. 2000 было избрано еще 11 деп., на повторных выборах 25 марта 2001 и 14 апреля 2002 было избрано 8 и 3 депутата.
ЕГД 3-го созыва начала свою работу в марте 2002, после избрания необходимых для начала работы Думы 2/3 установленного Уставом г. числа депутатов, пред. Думы вновь был избран Я.П.Силин, зам. пред. Думы – А.В.Шляпин.
К вопросам исключительного ведения ЕГД Уставом г. отнесены вопросы, связанные с формированием бюджета г., с утверждением программ и планов соц.-экон. развития г., установлением порядка управления и распоряжения гор. муниципальной собственностью. ЕГД также осуществляет контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. К компетенции Думы относится утверждение и внесение изменений в Устав г., назначение гор. референдумов, вопросы порядка использования гор. целевого бюджетного фонда в составе бюджета.
Порядок проведения заседаний был определен регламентом ЕГД, принятым 12 июля 1996. Регламент устанавливал 6 пост. депутатских комиссий: мандатной, по бюджету и экон. политике, гор. х-ву и муниципальной собственности, по соц. политике, по местному самоуправлению, связям с общественностью и средствами массовой информации, по правоохранительной деятельности. При этом деп. не может быть чл. более чем двух пост. комиссий.
ЕГД принимает «решения» по вопросам, находящимся в ее компетенции, к-рые не позднее 7-дневного срока подписываются Главой г., и «постановления», принимаемые по процедурным вопросам, вопросам формирования раб. органов и др., к-рые подписываются пред. Думы. В случае повторного принятия Думой решения, возвращенного Главой г. для повторного рассмотрения, решение либо подписывается им, либо оспаривается в суд. порядке. Решения и пост. ЕГД публикуются в издаваемом с 1997 «Вестнике Екат. гор. Думы».
Заседания ЕГД проводятся, как правило, 2 раза в мес. К сент. 2002 было проведено более 160 заседаний, принято более 350 пост. и более 770 решений. В качестве осн. направлений работы ЕГД определены: совершенствование правовой основы местного самоуправления г. Екат., содействие поиску доп. финансирования гор. программ, совершенствование бюджетного процесса и системы межбюджетных отношений, приведение нормативной базы в соответствие с изменением федер. законодательства. В ЕГД разрабатываются целевые проекты и программы экон., соц. и культ. развития г. Екат., деп. ЕГД принимают активное участие в разработке Стратегического плана развития города.
Регламент ЕГД не предусматривает наличия депутатских фракций, хотя деп., избр. на тер-рии одного р-на, могут создавать депутатскую гр. р-на. Фактически в ЕГД 2-го и 3-го созыва действовали и действуют предст. след. обществ.-полит. и обществ. объединений: «Единство и Отечество» – Единая Россия, «Наш дом — наш город», «Единство», ОПС «Уралмаш», «Преображение Урала», «Май», «Зяблицев-Фонд», Социалистическая партия России.
ЕГД проводит политику активного сотрудничества с предст. органами местного самоуправления Свердл. обл., РФ, в первую очередь, по вопросам разработки и совершенствования нормативных док-тов. 12 нояб. 1997 ЕГД подписала соглашение о сотрудничестве с Моск. гор. Думой. ЕГД принимает активное участие в работе Союза рос. гг., Ассоциации муниципальных образований Свердл. обл., Ассоциации «Города Урала».
Лит.:Тулисов Е.С., Тушин С.Г. Власть в регионе на пороге тысячелетий: Уральский федеральный округ, Свердловская область, город Екатеринбург. Екатеринбург, 2002; Очерки истории Свердловска. Свердловск, 1973; Горловский М.А. Из истории городского управления Екатеринбурга начала 70-х гг. XIX в. // Вопросы истории Урала. Свердловск, 1958; Кириллов Б.А. Эволюция органов власти на Урале (1988–1995 гг.). Екатеринбург, 1996; Выдрин И.В. Организация представительной власти в муниципальном образовании, «Город Екатеринбург» // Курсив. 1996. № 6. С. 29–30; Выдрин И.В. О правовом статусе депутатов представительных органов местного самоуправления // Курсив. 1996. № 6. С. 33–34; Шляпин А.В. Регламент Екатеринбургской городской Думы принят // Курсив. 1996. № 7. С. 26–27.
Е.Ю. Апкаримова, С.Г. Тушин
См. также |
ГОРОДОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. | ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА | АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОННЫЕ | ЧЕРНЕЦКИЙ АРКАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ | СИЛИН ЯКОВ ПЕТРОВИЧ | ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА | ГЛАВА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА