Энциклопедии Екатеринбурга
 

 

<<< ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Предыстория Т.И. г. связана с характерными для У. нар. празднествами, обрядами и "школьным театром" (любительскими постановками в уч. заведениях). Начало проф. т-ру в Екат. и на У. положила работа труппы П.А.Соколова, актерский коллектив к-рой приехал из Казани. Первый спектакль в Екат. дан 5(17) нояб. 1843 в помещении цейхгауза при Александровском горн. госпитале. Водевили А.А.Шаховского "Женщина-лунатик" и П.А.Каратыгина "Ножка" имели успех у зрителя, и труппе предложили остаться в г. По инициативе гл. нач-ка Урал. горн. з-дов В.А.Глинки на средства благотворителей по проекту арх. К.Г.Турского в 1847 для т-ра построено кам. здание (ныне к/т "Октябрь"). В первый состав труппы входили П.А.Соколов, его гражд. жена - примадонна т-ра Е.А.Иванова, актерские семьи (муж и жена) Головинских, Романовских, Садовских, Дмитриевых, Надеждиных, Александровых и др., ч. труппы составляли креп. арт., в т. ч. неск. актрис из т-ра помещицы В.П.Тургеневой (матери писателя И.С.Тургенева), располагавшегося в с. Спасское-Лутовиново Орловской губ. Первый на У. т-р обслуживал сразу три г.: осенью и зимой спектакли давались в Екат., в февр. организовывались выступления на Ирбитской ярм., а летом - в Перми. Репертуар труппы составляли драм. и муз. постановки ("Ревизор" Н.В.Гоголя, "Аскольдова могила" А.Н.Верстовского, "Мельник - колдун, обманщик и сват" А.О.Аблесимова), западноевроп. оп., водевили. В 1857 после отъезда разорившегося П.А.Соколова т-р возглавляет один из ведущих актеров труппы В.В.Головинский (1857-1868). В 1860-е значение Екат. как Ц. горнозавод пром. падает, и т-р вынужден приспосабливаться ко вкусам набирающего силу купечества. Однако т-р не утратил интерес к классической и новой отеч. драматургии. Эта тенденция особенно выявилась во время рук-ва т-ром А.Д.Херувимовым (1868-1875): ставятся пьесы А.Островского, А.Сухово-Кобылина, В.Шекспира.

Особый этап в жизни екат. сцены составила антрепренерская деятельность отца и сына Медведевых, продолжавшаяся вплоть до 20-х ХХ в. В кон. 70-х ХIХ в. под рук-вом П.М.Медведева в т-ре работает плеяда блестящих арт.: В.Н.Давыдов (1878-1879, впоследствии актер петерб. Александринского т-ра), И.П.Уманец-Райская (впоследствии актриса Малого т-ра), Е.А.Иванова, М.И.Бабиков, К.З.Пузинский и др. На театральных подмостках наряду с постановками развлекательного жанра (оп-тами, водевилями, феериями), разыгрываются пьесы А.Н.Островского, А.Ф.Писемского. В сезоне 1879/80 П.М.Медведев впервые привозит в Екат. оп. труппу. В нач. 1880-х он уезжает в Казань, однако после неудачных антреприз в Екат. Ф.И.Надлера и С.А.Морвиль-Майской вновь возвращается в г. по приглашению Екат. гор. Думы. С 1886 труппа П.М.Медведева, включавшая целый ряд талантливых исполнителей, таких, как Я.С.Тинский, М.К.Шаровьева, Э.Ф.Мерц-Днепрова, В.А.Великанов, М.А. Михайлов, осуществляет постановки пьес А.С. Грибоедова ("Горе от ума"), М.Ю. Лермонтова ("Маскарад"), А.Н. Островского ( "На всякого мудреца довольно простоты", "Женитьба Бальзаминова"), Д.Н.Мамина-Сибиряка ("Золотопромышленники"), В.Шекспира ("Гамлет", "Отелло"). В 1890, после перехода П.М.Медведева в СПб. Александринский т-р на должность гл. реж., антрепризу в Екат. принимает его сын - П.П. Медведев. Под его рук-вом в екат. труппе играют актеры, прошедшие шк. в т-рах Москвы, СПб. и др. кр. гг. России: М.М.Абрамова (впоследствии жена Д.Н.Мамина-Сибиряка), Н.А.Самойлов-Мичурин, И.Д.Рутковский, В.И.Морева, З.В.Горева, Е.А.Лепковский, М.Г.Диевский, О.С.Кадмина и др. Ярким событием в театральной жизни стала премьера пьесы "Плоды просвещения" Л.Н.Толстого, состоявшаяся 20 окт. 1891 (раньше, чем в Малом т-ре в Москве).

Во второй пол. ХIХ в. в Екат. появляются любительские труппы. Заметную роль играет т-р Казанцевых, ставший основой драм. отд-ния Екат. муз. кружка. Осн-ль и владелец труппы - реж., драматург и актер Г.Г.Казанцев. Его перу принадлежат поставленные на сцене т-ра драмы "Суд совести" (1886), комедия-шутка "Мне показалось" (1887). Автором пьес, написанных для т-ра, был также Н.В.Казанцев. Пьесы этого драматурга "По рассеянности", "Всякому свое", впервые поставленные в Екат., в т.ч. на сцене т-ра Казанцевых, становились затем достоянием др. артистических коллективов, в т.ч. Малого, Александринского т-ров, т-ра Корша.

С 80-х ХIХ в. в Екат. набирает силу оп. иск-во. Муз. творчество оп. трупп, привозимых П.М.Медведевым, В.Н.Любимовым, оп. сезоны в Верх-Исетском Нар. доме подготовили открытие в 1912 пост. проф. оп. т-ра (см. Екат. гос. акад. т-р оп. и балета).

После 1917, преодолев нек-рый спад, ТИ вновь укрепляет свои позиции в культ. жизни г. В 1920-е в Свердл. работают ТРАМ, филиал моск. Раб. т-ра и др. проф., полупроф. и самодеятельные коллективы.

В нач. 1930-х в развитии ТИ наступает новый период. В Свердл. формируется система стационарных гос. т-ров. Характерная черта театральной жизни г. того периода: местные власти с момента основания пост. артистических трупп стремятся не допустить "провинциальности" и привлечь к их работе изв. реж. и актеров. Первый спектакль т-ра муз. комедии (оп-ту Г.Стотгарта и Р.Фримля "Роз-Мари") ставил ленинградский реж. А.Н.Феона, а гл. роли в нем исполняли арт. ленинградской оп-ты М.Г.Викс, Н.А.Дашковский и др. В оп. т-ре в разные гг. работали дир. И.П.Палиев (Палиашвили), А.Э.Маргулян, А.М.Пазовский; реж. А.Я.Альтшуллер, В.А.Лосский, М.Л.Минский; худ. Н.В.Ситников, В.А.Людмилин. В драм. т-ре нач. 1930-х ставили спектакли приезжие знаменитости Б.Е.Захава и А.Д.Дикий.

Новый мощный импульс в развитии гор. ТИ был дан в гг. Вел. Отеч. войны. Прибывшие сюда в эвакуацию актеры Центр. т-ра Кр. Арм., МХАТа, мн. изв. писатели, поэты, комп. и музыканты во мн. способствовали росту зрительской к-ры и мастерства свердл. театральной шк.

Для т-ров Свердл. традиционно обращение к теме труда, истории У., привлечение к сотрудничеству местных авторов. Так, оп. т-р ставил оп. В.Н.Трамбицкого и К.А.Кацман, балеты А.Г.Фридлендера. Драм. т-р первым открыл путь на сцену пьесам А.Д.Салынского, В.К.Очеретина, обращался к творчеству Г.К.Бокарева, Н.В.Коляды.

Иск-ву свердл. актеров свойственны оптимистический настрой, стремление создать кр., духовно богатые человеческие характеры, утверждение на сцене положительного идеала. Мн. спектакли свердловчан отмечены на всесоюз. и всерос. уровне. Гос. пр. СССР удостоены постановки т-ра оп. и балета - "Отелло" Дж.Верди (1946), "Пророк" В.Кобекина (1987), спектакль т-ра муз. комедии "Табачный капитан" В.Щербачева (1946). Лауреатом Всерос. смотра спектаклей рус. классики стала постановка в драм. т-ре пьесы А.П. Чехова "Дядя Ваня" (1944). Диплом I-й ст. всесоюз. фестиваля драм. и муз. т-ров, ансамблей и хоров получил спектакль "Антоний и Клеопатра" В.Шекспира (1957).

Екат. - один из самых театральных городов России. В 1990-е появился ряд новых проф. т-ров (хореографическая компания "Балет Плюс", "Провинциальные танцы", "Волхонка", "Театрон" и др.), неск. десятков полусамодеятельных и самодеятельных коллективов. Театральные кадры для гор. артистических трупп готовятся в Екат. гос. театральном ин-те и Урал. гос. консерватории. В 2000 в Екат. было 9 т-ров, к-рые за год посетило 1073 тыс. зрителей.

Лит.: Курочкин Ю.М. Из театрального прошлого Урала. Свердловск, 1957; Панфилов А.П. Театральное искусство Урала. Свердловск, 1967; Театральный Свердловск. Свердловск, 1989; Служители Мельпомены: Словарь сценических деятелей Урала. ХIХ век. М.; Запорожье, 1994., Матафонова Ю.К. Кумиры сцены. Екатеринбург, 2000.

Ю.К. Матафонова

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА.  |  ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.  |  УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. М.П.МУСОРГСКОГО