Энциклопедии Екатеринбурга
 

 

<<< ГЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

(Монетка), ремонтное пр-тие ж.д. Созд. в 1883-1885 во время стр-ва ж.д. Екат. - Тюмень в Ц. г. на пром. пл. и оборудовании Монетного двора и казенной мех. ф-ки. Вскоре к ним по Покровскому просп. (ныне ул. Малышева) проложена ж.д. ветка от ст. Екат. II. На пр-тии предполагалось развернуть ремонт всего подвижного состава. Однако ремонт паровозов был организован во вновь созд. паровозном депо, а ж.д. мастерские наладили ремонт товарных вагонов, платформ и цистерн. В них было занято от 350 до 600 раб. В 1887 на тер-рии и в корпусах мастерских временно располагалась Сиб.-Урал. науч.-пром. выставка.

До 1910 мастерские развивались медленно, источником энергии оставались водяные колеса и турбины, работы выполнялись с помощью ручных домкратов. В 1896 в мастерских, впервые после Перми, при ремонтных работах применена сварка по методу Н.Г.Славянова, но в произ-ве еще применялись архаичные молоты, работавшие от вибрации березового бруса. В 1912-1914 частично установлено новое оборудование, подъемные механизмы, аппарат для ацетиленовой сварки, внедрены переносные электрические и пневматические сверла, водяные двигатели заменены мощным локомобилем. Числ. раб. - ок. 450 чел.

К 1918 мастерские имели осн. цеха: литейный - с одной вагранкой емкостью 5 т, кузнечный - с двумя паровыми машинами мощн. 1 и 1,5 т, мех. с 30 станками, вагонный - для ремонта и сборки вагонов, малярный и деревообрабатывающий. Число раб. достигло 1000 чел. В гг. Гражд. войны в мастерских сформировано неск. сан. составов и построен "бронепоезд", состоявший из платформ с мешками песка по бортам и пулеметами в амбразурах. После окончательного утверждения сов. власти мастерские быстро восстановили произ-во. В 1924 организован участок по произ-ву вагонных рессор и пружин. Вступили в строй цех окраски вагонов с применением пневматических пульверизаторов и цех сборки колесных пар, оборудованный гидравлическим прессом. К 1927 мастерские значительно расширились, увеличился парк станков, установлена вторая вагранка емкостью 1 т и новый паровой молот мощн. 3 т. Вып. вагонов из ремонта превысил 2 тыс. шт. в г. В 1929 мастерские преобр. в Вагоностроительный з-д им. В.С.Воеводина.

Лит.: Наумов В.П., Козлов А.Г. От екатеринбургской фабрики до современного завода. Свердловск, 1957.

Д.В. Гаврилов

МАЛЫШЕВА  |  ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ  |  ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД им. ВОЕВОДИНА