Энциклопедии Екатеринбурга
 

 

<<< МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА

отрасль пром-сти. Зародились в Екат. в недрах черной мет., когда на местных мет. з-дах возникли цеха по вып. и ремонту завод. техники. В 1800-1805 появилась Екат. казенная мех. ф-ка, в к-рой сооружались паровые машины. В 1807 машиностроит. произ-во возникло и на Нижнеисетском з-де.

Маш-ние как самостоятельная отрасль стало складываться в г. в 1830-1840-е в связи со стр-вом кр. по тому времени пр-тий, выпускавших паровые машины, водные турбины и др. завод. оборудование. Первая мех. казенная ф-ка, снабжавшая паровыми машинами и разл. механизмами урал. горн. з-ды, построена в 1838-1839. В 1844 выдала первую продукцию Мельковская мех. ф-ка.

Металлообрабатывающая пром-сть в кап. период не вышла за пределы нач. стадий формирования и пополнилась лишь отд. небольшими пр-тиями ( з-д Ятеса, ж/д мастерские, котельный з-д бр. Береновых, машиностроит. и мех. з-д Войтеховой и др.), производившими паровые машины, котлы, турбины, с/х, лесопильные машины и др.

Ведущей отраслью гор. х-ва металлообработка становится только с кон. 1920-х. По данным на 1 окт. 1928 на девяти металлообрабатывающих цензовых пр-тиях г. (почти все осн. до рев-ции), имевших 4131 раб. и служащих (ок. 40 всех раб. цензовой пром-сти), было произведено продукции (в валовом исчислении) на 11,7 млн руб. (27,1 стоимости валовой продукции всей гор. цензовой пром-сти). Кроме того, обработкой металлов в г. занимались 174 мелкоремесленных и кустарных пром. пр-тия, на к-рых было занято ок. 370 чел.

Ярко выраженную металлообрабатывающую специализацию пром-сть Свердл. приобрела в гг. первых пятилеток, когда началось сооружение гигантов машиностроит. индустрии Уралмаша, Уралхиммаша, Уралстанкомаша и др., к-рые и определили пути дальнейшего пром. развития Екат. В 1938 на 11 наиб. кр. машиностроит. и металлообрабатывающих пр-тиях г. работало более 15 тыс. чел., в т. ч. св. 11 тыс. - более пол. всех пром. раб. и служащих г. - на Уралмаше (см. Урал. з-д тяжелого маш-ния).

В гг. Вел. Отеч. войны г. принял оборудование ок. 50 машиностроит. з-дов из зап. обл. страны. Они обогатили и усложнили структуру пром-сти, усилили связи между отд. пр-тиями. Наряду с з-дами тяжелого маш-ния создавались или расширялись пр-тия электросилового оборудования, средств связи, станкостроения, инструментального произ-ва, хим. маш-ния, шарикоподшипниковые и др. Разместившись на базе пр-тий Свердл. и объединившись с ними, эвакуированные з-ды усилили их мощь. Так, в 1941 на базе свердл. з-да "Металлист" и вагоноремонтного им. Воеводина с помощью оборудования эвакуированных пр-тий Москвы, Подольска, Сталинграда возник Свердл. з-д трансп. маш-ния, освоивший вып. танков и самоходных артил. установок. В том же г. на базе машиностроит. з-да, эвакуированного из Калининграда Моск. обл., сформировался з-д им. Калинина (см. Машиностроит. з-д им. Калинина), к-рый выпускал артил. системы малого и среднего калибра. Уралмаш, разместивший на пл. оборудование Ижорского з-да, брянского "Красного Профинтерна" и др. пр-тий, организовал вып. танк. бронекорпусов, башен, танков Т-34 и КВ, самоходных артил. установок. Переход на массовый вып. вооружений способствовал техн. прогрессу индустрии г. Специализация произ-ва, орг-ция поточных линий и конвейеров позволяли з-дам применять самые передовые, а иногда и не изв. мир. практике технол. приемы. Высокоразвитому маш-нию Свердл. - кр. поставщику важнейших видов металлопродукции для тяжелой индустрии и стр-ва - отводилась важная роль в выполнении планов послевоен. пятилеток. Нач. "холодной войны" и гонка вооружений дали новый импульс опережающему росту маш-ния г. Уже в 1950 по отношению к 1940 объем валовой продукции в отрасли возрос более чем в 8 раз (в пр. отраслях пром-сти - в 5,1 раза). На протяжении 1960-1970-х в Свердл. решалась первоочередная стратегическая задача, порожденная курсом сов. пр-ва на формирование и развитие на У. мощного воен.-пром. комплекса (ВПК) - опережающий рост маш-ния и металлообработки. Кроме того, Свердл. все больше рассматривался как один из крупнейших Ц. осуществления науч.-техн. прогресса в стране. Одноврем. г. сохранял передовые позиции в стране по вып. горн. и мет. оборудования, машин для хим. и энергетической пром-сти. Тем не менее с кон. 1980-х в Свердл., как и по всей стране, шло медленное снижение темпов роста маш-ния. Экон. система, ориентированная на количественный рост, отвергала науч.-техн. усовершенствования, делала невыгодным их использование. Екат. как Ц. маш-ния и металлообработки занимает среди урал. гг. первое место по объемам выпускаемой продукции и по числ. занятых в этой отрасли. Машиностроит. комплекс в 2001 дал 30.3 (12035 млн. руб.) всей выпускаемой в Екат. пром. продукции. На 77 пр-тиях отрасли занято 77.6 тыс. чел.

Гл. роль в машиностроит. комплексе г. принадлежит исторически сложившемуся тяжелому, энергетическому и хим. маш-нию, а также произ-ву сложной техники воен. назначения. Осн. продукция машиностроит. пр-тий - оборудование для горнодобывающей пром-сти (буровые установки, экскаваторы, дробилки), черной и цветной мет. (аффинажные машины, доменное и прокатное оборудование), энергетики (турбины, моторы, генераторы, оборудование для трансформации и передачи электроэнергии), хим. пром-сти (автоклавы, электролизеры, вакуумные аппараты, насосы), стр-ва (компрессорное оборудование, строит. механизмы), пищ. пром-сти, транспорта, торговли, коммунального х-ва, здравоохранения. Развито произ-во приборов, инструментов, шарикоподшипников, вспомогательных металлоизделий массового применения.

На старте рыночных преобразований 1990-х машиностроит. комплекс г., сохранивший специализацию на вып. воен. техники и произ-ве металлоемкого и сложного оборудования для базовых отраслей х-ва страны, переживал трудные времена. Неконкурентоспособность мн. видов продукции на мир. рынке, ограниченные финанс. возможности ее потребителей, нарушение традиционных хоз. связей предопределили резкий спад произ-ва и связанное с ним заметное сокращение числ. занятых: в 1993 в маш-нии и металлообработке работали 133,6 тыс. чел.; в 1996 - 88,4 тыс.; в 1999 - 71,9 тыс. чел. За 1993-1996 только на четырех флагманах урал. маш-ния (Урал. з-де тяж. маш-ния, Урал. з-де хим. маш-ния, Уралэлектротяжмаше и турбомоторном з-де) суммарная числ. раб. сократилась с 49514 до 34532 чел. В 2000 машиностроит. комплекс насчитывает 77 кр. и ср. пр-тий. Маш-ние - ядро гор. ВПК, поглощающее самые высококачественные трудовые, инвестиционные, инновационные и иные ресурсы. Достигнуты определенные успехи в произ-ве вооружений, продукции для аэрокосмической обл. Среди пр-тий ВПК: ГП "Вектор", ОАО "Машиностроит. з-д им.Калинина", НПО "Автоматики", ГУП "Уралтрансмаш", ЗАО "Алстом-СЭМЗ", ОАО "З-д радиоаппаратуры", ГУП ПО "Уральский оптико-мех. з-д". Пр-тия ВПК находятся в весьма сложном экон. положении в первую очередь из-за резкого сокращения гос. заказа, отсутствия федер. поддержки конверсионных программ. В то же время мн. пр-тия ВПК уже выходят на принципиально новый виток развития. К сер. 1990-х на ряде пр-тий до 85 объема пром. продукции составила продукция гражд. назначения. На отеч. и заруб. рынке пользуются успехом нефтебуровое оборудование, выпускаемое "Уралтрансмашем", принципиально новые дизельные погрузчики з-да им. Калинина, газовые плиты ГП "Вектор", уникальные электросчетчики Урал. приборостроит. з-да. Пр-тия г. активно участвуют в реализации обл. программы конверсии. Так, программа "Спектр" - орг-ция на "Уралтрансмаше" вып. трамваев (см. Трамвай) - имеет общерос. значение. Учитывая рейтинги рыночной привлекательности отраслей машиностроит. комплекса, принимая во внимание их реальное состояние, можно утверждать, что в ближайшей перспективе следует ожидать дальнейшего снижения объемов произ-ва и числ. занятых на пр-тиях металлоемкого тяжелого маш-ния и роста произ-ва на пр-тиях, производящих экспортно значимую или наукоемкую продукцию. Получат дальнейшее развитие диверсификационные процессы.

Лит.: Анимица Е.Г. Города Среднего Урала: Прошлое, настоящее, будущее. Свердловск, 1983; Артемов Е.Т., Зубков К.И., Постников С.П. Екатеринбург: История и современность. Екатеринбург, 1996; Васильев А.Ф. Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. М., 1982; Зуйков В.Н. Создание тяжелой индустрии на Урале (1926-1932). М., 1971; Машиностроение Урала к 50-летию Советской власти. М., 1968; Наумов В.П., Козлов А.Г. От Екатеринбургской фабрики до Свердловского завода. М.; Л., 1957; Очерки по истории Свердловска (1723-1973). Свердловск, 1973; Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений в крупном промышленном городе. Екатеринбург, 1997; Екатеринбург на рубеже столетий. Екатеринбург, 1999; Итоги экономического, социального и экологического развития МО "Город Екатеринбург" за 2000 год. Екатеринбург, 2001.

Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ КАЗЕННАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ФАБРИКА  |  МЕЛЬКОВСКАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ФАБРИКА  |  ЯТЕСА ЗАВОД  |  УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ  |  ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА  |  МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД им. М.И.КАЛИНИНА (ЗИК)  |  УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ  |  ЗАВОД РАДИОАППАРАТУРЫ  |  УРАЛЬСКИЙ ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД.  |  УРАЛЬСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД