тип уч. заведений, дававших основы знаний. Появились в Екат. сразу после пуска з-да. Первый вид НОШ - ведомств. горнозавод.: в марте 1724 начала действовать арифметическая шк., в июне 1725 - словесная, в 1735 - нем., латинская и шк. знаменования. Горн. ведомство, заинтересованное в подготовке грамотной молодежи для з-дов, обязывало обучаться в горнозавод. шк. мальчиков - детей мастеровых, солдат, приказных, горн. офицеров, духовенства (1735-1740), выплачивало сиротам и детям наим. обеспеченных родителей казенное жалованье. Шк. были одними из самых кр. в горн. ведомстве России. В 1781 шк. были переданы в ведение губ. властей, слились в единую горн. шк., к-рая в 1797 вновь перешла в горн. ведомство. Ч. нас. предпочитала отдавать детей в частные шк. грамоты за небольшую плату. Большинство детей духовенства, дворян, чиновников приобретали нач. знания на дому. По плану, разработанному митрополитом П.Конюскевичем, в 1760-1761 в Тобольской епархии открылись 11 латинских шк., одна из них - в Екат. В нее определялись дети духовенства (мальчики) до 15 лет, умеющие читать и писать, к-рые обучались по программе четырех низших кл. духовной семинарии. Шк. обслуживала неск. ближних уезд. духовных правлений и действовала на средства местного духовенства. В 1767 преобр. в славяно-рус., в кон. 1760-х закрыта. В 1789-1820 в г. действовало малое нар. уч-ще - первая гос. нач. шк. с типовой программой, рассчитанной на два г. обучения, в к-рую могли приниматься дети (в т.ч. и девочки) всех сословий. В XIX в. (до 1879) сыновья низших горн. чинов продолжали обучаться в горнозавод. шк. В первой трети XIX в. девочки из семей священно- и церковнослужителей, купцов, мещан и др. сословий могли получить навыки чтения и письма в шк. грамоты, действовавшей при Ново-Тихвинском жен. мон., где в качестве учителей выступали грамотные монахини. С 1838 там же действовало девичье уч-ще, к-рое содержалось за счет казны, детей бесплатно обучал местный священник, а рукоделию - монахини. В 1860 открылось 3-год. жен. уч-ще 2-го разряда мин-ва нар. просвещения для обучения девочек всех сословий (1862 преобр. в ср. 6-год. уч-ще). В 1840-1879 действовало муж. одногод. приходское уч-ще мин-ва нар. просвещения на средства гор. об-ва и частные пожертвования, две ЦПШ - при Ново-Тихвинском мон. (с 1841) и Вознесенской ц. (с 1855). В 1875 гор. Дума открыла на свои средства шесть нач. нар. уч-щ (гор. школ ) - 4 муж. и 2 жен. с трехгодичным сроком обучения, в к-рых вводилось платное обучение для сверхкомплектных уч-ся по договоренности с учителем (с 1885 платили лишь состоятельные родители). В сент. 1896 в Екат. более чем на 30 тыс. нас. приходилось девять нач. нар. уч-щ, три ЦПШ и одна шк. грамоты духовного ведомства, к-рые не вмещали всех желающих. Более 100 чел. получали отказы в приеме в нач. уч-ща, десятки - в приеме в ЦПШ. В ведении гор. Думы в кон. XIX в. было 10 нар. уч-щ; в 1901 в них обучалось 1091 чел., в т.ч. 503 девочки. Духовное ведомство расширило сеть ЦПШ до девяти, в 1900/01 уч. г. в них и двух шк. грамоты духовного ведомства обучалось 587 чел., в т.ч. 263 девочки. Обществ. нач. уч-ща пользовались среди низших слоев гор. нас. большей популярностью. Шк. грамоты, открытых в 1891 духовным ведомством, в Екат. было не больше трех, к нач. Первой мир. войны они перестали существовать. Единичны были и воскресные школы. Гор. Дума постоянно увеличивала ассигнования на НШ (в 1905 они составляли 6,5 % гор. бюджета). В сент. 1914 в 13 нач. уч-щах обучалось уже 1874 уч-ся. ЦПШ к 1917 было 10. В сент. 1917 во исполнение пост. Временного пр-ва они перешли в ведение гор. Думы, т.о., все НОШ стали светскими. Среди нач. шк. XIX - нач. XX вв. были уч. заведения повышенного типа, в к-рые принимались дети, уже умевшие читать, писать, знавшие счет, осн. молитвы, за редким исключением обучение в них было платным. В 1848-1887 действовало Екат. окруж. горн. уч-ще, в к-ром горн. ведомство выделило 60 вакансий для мальчиков, успешно закончивших завод. шк. первой ступени, и в течение двух лет бесплатно обучало их за счет казны. В программу обучения вводились спец. предметы, практ. занятия. Большинство нач. шк. повышенной ступени открыло мин-во нар. просвещения. Первой стало Екат. уезд. уч-ще (1820-1881), преобразованное из малого нар. уч-ща, в нем в течение двух (с 1835 - трех) лет обучались только мальчики. В 1838-1865 в связи с введением спец. предметов для всех уч-ся оно стало 5-летним. По Положению 1872 уезд. уч-ща преобр. в гор. уч-ща с 6-летним сроком обучения. В Екат. преобразование состоялось лишь в 1881, а в 1887 открылось 2-е гор. уч-ще (на базе низшего окруж. уч-ща). По Положению 1912 гор. уч-ща заменялись высш. нач. уч-щами с расширенной программой. В 1916 в Екат. было решено открыть третье высш. уч-ще, т.к. имевшиеся могли принять лишь пол. выпускников нач. шк., желавших продолжить нач. образование. С февр. 1915 стало действовать мусульм. жен. нач. уч-ще, названное также высш. в отличие от мусульм. шк., открывшейся и содержащейся бр. Агафуровыми на протяжении 20 лет. В пригородах Екат. действовали НОШ в с. Шарташ, на Верх-Исетском и Нижнеисетском з-дах, в Истоке. На Верх-Исетском з-де: с 1870 - муж. нар. уч-ще (в 1885/86 - 70 уч-ся, 1890/91 - 187) на средства земства з-да и об-ва; жен. нар. уч-ще с 1889 (в 1890/91 - 110 уч-ся); на Нижнеисетском з-де: с 1798 муж. завод., в 1879 передано мин-ву нар. просвещения ( в 1875/76 - 109 уч-ся, в 1890/91 - 117); жен. (83 уч-ся).
После Окт. рев-ции все НОШ переданы в ведение Наркомпроса и его местных органов, в мае 1918 введено совместное обучение детей обоего пола, по декрету ВЦИК (окт. 1918) все действовавшие НОШ подлежали преобразованию в Единую трудовую шк. 1-й ступени для детей 8-13 лет с 5-летним сроком обучения (с 1923/24 уч. г.). Посещение шк. объявлялось обязательным, обучение бесплатным, затем можно было продолжить образование в шк. 2-й ступени для детей 13-17 лет (с 4-, а с 1923 - 5-летним обучением). В Екат. реформа НОШ начала проводиться после восстановления сов. вл. летом 1919, одноврем. был взят курс на расширение сети шк. К весне 1921 в Екат. действовало 47 шк. I-й ступени. В условиях голода 1921-1922 сеть шк. сократилась до 40. Чтобы приостановить этот процесс, проводились "недели помощи школе", во время к-рых организовывались субботники по ремонту шк. и заготовке топлива, раб. и служащие отчисляли в фонд нар. просвещения ч. зарплаты, к/т ежедневно проводили доп. "ночной" сеанс, т-р оп. и балета давал спектакли в пользу шк. К весне 1923 сокращение сети шк. было приостановлено. С 1923 в г. стали ежегодно проводиться летние курсы переподготовки учителей (губ. и уезд.), на открытии губ. курсов присутствовал нарком просвещения А.В.Луначарский. В 1926 из 6992 детей в возрасте 8-11 лет нач. шк. посещало 74,9 %, в кон. 1929 - более 90 %, в 1931/32 уч. г. - 98-99 %. Т.о., в осн. было завершено введение всеобщ. нач. обучения. С 1 окт. 1930 в г. введено обязательное обучение в пятых кл. детей, окончивших в этом г. нач. шк. К кон. 1932 в г. действовало 35 нач. шк., 32 семилетки и 30 ср. шк. Постепенно нач. шк. вытеснялись 7-летними и ср.
Лит.: Очерки истории Свердловска 1723-1973. Свердловск, 1973; Шалин А.П. Историческая записка о Екатеринбургском городском училище. Екатеринбург, 1890; Шишонко В. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии. Екатеринбург, 1879.
А.М. Сафронова
См. также |
ШКОЛЫ ГРАМОТЫ | НАЧАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА | ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА | ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ОКРУЖНОЕ ГОРНОЕ УЧИЛИЩЕ | ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ | ВЫСШИЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА | АГАФУРОВЫ | ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ