Первая ж.д. Пермь-Ниж. Тагил-Екат. построена в 1878. Уже к нач. ХХ в. с постройкой линий на Челябинск (1895-1896), Пермь (через Кунгур, 1906), Тюмень (1885), Тавду (1914) и Казань (1920) сложилась сеть осн. путей, связывающая Екат. с др. регионами.
Свердл. отд-ние Свердл. ж. д. организовано 23 сент. 1946. Первонач. в него входили 14 ст. Позднее отд-ние расширили, включив в его состав ст. Свердл.-Сортировочный и Свердл.-Пассажирский. В кон. 1990-х в составе отд-ния числилось 95 структурных подразделений, в к-рых работало 29 тыс. чел.
Электрификация участков проводилась поэтапно: Свердл.-Дружинино (1959), Свердл.-Шаля (1962), Шаля-Пермь (1963). Позднее электрифицированы направления на Ниж. Тагил, Богданович-Тюмень, Каменск-Уральский. Не электрифицированы участки Шарташ-Егоршино и Шарташ-Полевской.
В кон. 1990-х на отд-нии работало более 180 пригород. поездов. В 1997 пригород. сообщение осуществлялось до ст. Дружинино (18 пар электропоездов в сутки, в т.ч. до ст. Ревда, Решеты, Перескачка), Шали (17 пар, в т.ч. до ст. Кузино), Ниж. Тагил (25 пар, в т.ч. до ст. Таватуй, Мурзинка, Нейво-Рудянская), Каменск-Уральский (20 пар, в т.ч. до ст. Хризолитовый, Колюткино, Марамзино, Колчедан, Седельниково), Богданович (12 пар, в т.ч. до ст. Асбест, Рефтинская, Тюмень), Полевской (4 пары, в т.ч. до ст. Верх. Уфалей), Егоршино (5 пар). На участке Свердл.-Ниж. Тагил организовано движение экспрессных электропоездов (4 пары в сутки). Электропоезда обслуживают более 150 ст. и остановочных пунктов (без учета участков Богданович-Тюмень, Богданович-Каменск-Уральский-Нижняя, Егоршино-Алапаевск) в 12 городах, 15 раб. пос., неск. десятках с. и дер. Свердл. и Челяб. обл. и в непосредственной близости от них. В пределах пригород. зоны Екат. осуществляется 2/3 ежегод. объема пригор. ж/д пасс. перевозок обл. (1995 - 69,4 млн пас.).
Р.К. Сабитов
См. также |