Энциклопедии Екатеринбурга
 

 

<<< СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

(СЖД), находящееся в федер. собственности гос. пр-тие в составе Мин-ва путей сообщения РФ.

Нач. СЖД положила ж.д. Пермь-Камасино (Чусовская)-Кушва-Ниж. Тагил-Екат. (общ. протяженностью 669 верст), вступившая в строй в окт. 1878 г. и получившая назв. Урал. горнозавод. ж. д. Впоследствии ж.д. неоднократно меняла свое назв.: с 1888 - Урал. ж. д., в кон. XIX в. переименована в Пермь-Тюмен., в 1900 - в Перм., в 1936 - разделена на дороги им. Кагановича и Перм. (с 1943 - соответственно, Свердл. и Перм.), в 1953 вновь объединена в единую СЖД.

К нач. XX в. на У. было построено св. 4 тыс. км ж.д. линий. СЖД в это время по своей техн. оснащенности и пропускным возможностям являлась одной из передовых в стране. СЖД способствовала ускоренному развитию горнодоб. пром-сти, решению топливых проблем региона. Благодаря ей на У. возникла новая отрасль пром-сти - хим., возросли темпы развития пищ. пром-сти, с/х произв-ва, торговли. Стратегическое трансп. значение СЖД состояло в соединении Обь-Иртышского и Камско-Волжского водных путей, в результате чего возник единый ж.д.-водный трансп. путь из Европ. ч. страны в Сибирь. Это обеспечивало СЖД ведущую роль во внеш. трансп. связях У. и общерос. системе внутр. перевозок. К 1928 объемы грузовых перевозок на СЖД возросли по сравнению с 1913 в 2 раза. На СЖД возникла оригинальная урал. шк. ж.д. стр-ва, отличавшаяся неординарностью инж. мышления, быстротой и качеством произв-ва работ, что обусловило высокие темпы ж.д. стр-ва на У. перед нач. Первой мир. войны.

В условиях Гражд. войны стр-во на СЖД приостанавливается, а ее деятельность целиком подчиняется нуждам фр. Депо дороги переоснащаются для создания бронепоездов, подвижной состав переоборудуется под спец. перевозки, ведется напряженная работа по перевозке стратегических народнохоз. грузов.

После восстановления Сов. власти раб. СЖД внесли значительный вклад в преодоление разрухи, решение топливных и прод. трудностей, возрожд. экономики У. В восстановительный период и в гг. первых пятилеток велось новое ж.д. стр-во (линия Казань-Екат.), усиливались мощн. депо, ст., путевого х-ва. Ускоренными темпами проводилась электрификация участков дороги. К нач. Вел. Отеч. войны У. располагал 1/3 всех электрифицированных ж.д. страны.

В период Вел. Отеч. войны урал. железнодорожники успешно решали задачи эвакуации пр-тий оборонной пром-сти на Восток, доставки произведенной воен. продукции и воинских формирований на фронт. Объемы перевозок по СЖД к 1945 возросли по сравнению с 1940 на 37,6 %. Раб. СЖД построили и отправили на фр. 10 бронепоездов, на личные сбережения построили и передали воинам десятки танков, самолетов, собрали 43,5 тыс. ед. теплых вещей. Неск. тыс. железнодорожников сражались на фр., 20 из них удостоены звания Героя Сов. Союза.

После войны СЖД получила дальнейшее развитие: проведена ее коренная реконструкция, был полностью обновлен парк паровозов и вагонов. Продолжалась электрификация ж.д. В 1960-1980-х усилия железнодорожников и трансп. строителей были сосредоточены на развитии и модернизации магистрали, прежде всего, в Соликамско-Березниковском пром. р-не, Асбестовском промузле, на С. Тюмен. обл. В 1966 началась укладка ж.д. путей от Тюмени на С. В авг. 1975 открылось движение поездов до Сургута, в 1976 - в Нижневартовск, затем - до Уренгоя, Надыма, Ямбурга. Наряду со стр-вом новых линий, был выполнен значительный объем капит. работ по развитию пропускной способности лимитирующих участков, узлов, развитию техн. базы отраслевых х-в ж.д. Это позволяло СЖД успешно справляться с постоянно возрастающими объемами перевозок и обеспечить к кон. 1980-х ежесут. погрузку на уровне 650-700 тыс. т и передачу по внеш. стыкам на соседние дороги более 18 тыс. вагонов в сутки.

Системный кризис нач. 1990-х, связанный с переходом к рынку, резко сократил объемы трансп. работ, выполняемых СЖД. Однако после затяжного спада объемов грузовых и пасс. перевозок дорога, начиная с 1998, вновь наращивает свои экон. показатели. Перевозка грузов по СЖД в 2000 возросла по сравнению с 1999 на 14,8 % и достигла 110 млн т. СЖД - одна из крупнейших в ж.д. сети страны как по терр. масштабам, так и по объемам выполняемой трансп. работы. Она проходит по терр. 6 обл., 1 респ. и 2 авт. окр. РФ, полностью обслуживает потребности нар. х-ва и нас. Перм., Свердл. и Тюмен. обл. Р-н тяготения дороги имеет пл. 1791 тыс. кв. км, где проживает св. 11 млн чел. Ср. густота ж.д. составляет 3,9 км на 1 тыс. кв. км (1997). Общ. эксплуатационная протяженность ж.д. - 7127,9 тыс. км, а развернутая дл. - 9,6 тыс. км; протяженность электрифицированных участков составляет 50,6 %, бесстыкового пути - 24,5 %, а двухпутных линий - 34 % от общ. эксплуатационной дл. Среднесут. эксплуатируемый парк локомотивов в грузовом движении составляет 458 ед. (в т.ч. 373 электровоза и 85 тепловозов), среднесут. раб. парк грузовых вагонов - 36004 (по сост. на 1 янв. 2000). Движение поездов на более чем 70 % протяженности дороги регулируется средствами автоблокировки и диспетчерской централизации. Ежесуточно по СЖД курсируют 120 пасс. и более 500 пригородных поездов. На долю СЖД приходится 10,56 % погрузки, 8,77 % грузооборота и 8,65 % пассажирооборота ж.д. сети РФ (1999).

В состав СЖД входят 6 отд-ний, объединяющих почти 500 раздельных пунктов, в т.ч. 9 внекл. ст. На СЖД занято св. 103 тыс. чел. (1999). В 1999 СЖД занимала среди ж.д. РФ 2-е место по погрузке грузов (96,2 млн т в г.), 2-е - по грузообороту (111,2 млрд тонно-км в г.), 3-е - по пассажирообороту (12,2 млрд пассажиро-км в г.).

Дорога пересекает 3 часовых пояса, крупнейшие р. Обь, Иртыш, Каму, границу Европы и Азии, в сев. направлении выходит за Полярный круг. Ср. плотн. нас. в р-не тяготения ж.д. - 6,1 чел. на 1 кв. км. К ст. СЖД примыкают 1,5 тыс. подъездных путей общ. протяженностью ок. 9 тыс. км. Потребителями трансп. услуг СЖД в обслуживаемых регионах являются св. 15 тыс. пр-тий и орг-ций (1999).

СЖД оказала огромное влияние на соц.-экон. развитие Екат., его превращение в крупнейший трансп. узел, адм., финанс.-экон., торг.-распределительный и культ. Ц. Урал. региона. Осн. этапы развития г. во второй пол. XIX-XX вв. тесно связаны с развитием СЖД, открытием новых трансп. направлений: соединением Екат. с Тюменью (1885) и Челябинском (1896), сооружением спрямленного ж.д. пути Пермь-Кунгур-Екат.-Челябинск (1909), а затем Казанбургской линии (1920-1924). Это сделало Екат. узловым пунктом пересечения сев. ответвления Транссиба и меридиональных линий, обслуживающих пром. комплекс У.

В Екат. расположена крупнейшая в Европе грузовая ж.д. ст. Свердл.-Сортировочный. Ее перерабатывающая мощн. - св. 120 составов в сутки - наивысш. по сети ж.д. РФ. Формируя поезда по 7 направлениям, ст. получила назв. "фабрики маршрутов". Более 115 тыс. пассажиров в сутки обслуживает ст. Свердл.-Пассажирский, отправляя их по 7 направлениям (5 из них электрифицированы). Вокзальный комплекс, состоящий из 4-х зданий, обеспечивает ежесуточ. отправление 26 пасс. и более 180 пригородных поездов. Трансп. услугами Свердл. ж.д. узла пользуются св. 3 тыс. пр-тий и орг-ций Свердл. обл., среди них - Уралмаш, Первоуральский Новотрубный з-д, Северский трубный з-д, комб-т "Ураласбест", Уральский алюминиевый з-д, "Уралэлектромедь" и др.

СЖД награждена орд. Ленина (1971), Окт. Рев-ции (1978). Первый нач-к дороги - Н.С.Островский (1879-1989).

Лит.: Неопиханов А.А. Железнодорожные пути Урала. Пермь, 1912; Свердловская железная дорога, 1878-1978. Свердловск, 1978; Свердловская магистраль, 1878-1990 гг. Учебное пособие. Екатеринбург, 1994; Социально-экономическая стратегия на железнодорожном транспорте в современных условиях. Сб. под ред. Б.И.Колесникова. Екатеринбург, 1997; Свердловская магистраль: цифры и факты. Екатеринбург, 2000.

Б.И. Колесников

УРАЛЬСКАЯ ГОРНОЗАВОДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА  |  ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ  |  ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА  |  ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА