Энциклопедии Екатеринбурга
 

 

<<< ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ.

Особенности Екат., возникшего как город-з-д, определили характер развития декоративно-прикладного и изобр. иск-ва, изначально связанного с пром. произ-вом, обработкой металла и камня. Это иск-во - результат коллективного труда: замысел столичного, а порой и местного автора проекта соединялся с работой литейщиков, чеканщиков, каменщиков. Мастеров готовили горнозавод. и знаменовальные (рисовальные) шк. Начиная с посл. десятилетий XVIII в., СПб. имп. академия художеств направляла на горн. з-ды У. образцы изделий, метод. указания, а затем и воспитанников.

Всерос. и мир. славу Екат. принесли изделия из мрамора, яшмы, малахита и лазурита, созд. на Екат. гранильной ф-ке (см. "Рус. самоцветы"). Основы художеств. обработки камня на У. заложили в XVIII - первой пол. XIX в. И.И.Сусоров (1721-1760), С.С.Ваганов, И.Патрушев (между 1737 и 1742 - ?), М.Колмогоров, И.А.Штейнфельд (Штенфельд, Шенфельд; 1768 (1769?)-1829), Д.О.Тетенев (1770-1815), В.Е.Коковин (Каковин; 1779-1818), Я.В.Коковин, А.И.Лютин (1814 - ?), Г.Ф.Налимов и др. От нарезания простых мраморных плит екат. мастера пришли к оформлению дворцовых интерьеров и изготовлению обелисков, торшеров, ваз, к широкому применению рус. и флорентийской мозаик, к созданию рельефов и круглой скульптуры, к сотрудничеству со столичными зодчими А.Ринальди, А.Н.Воронихиным, К.И.Росси, И.И.Гальбергом, А.П.Брюлловым, К.А.Тоном, А.И.Штакеншнейдером и др. В первые десятилетия XIX в. в урал. камнерезном иск-ве проявились характерные черты высокого классицизма. Отход рус. иск-ва в сер. XIX в. от стилевого единства значительно изменил характер изделий урал. пром-сти: камнерезное иск-во Екат. теряет монументальность форм, а в камерных изделиях при сохранении техн. мастерства нередко напоминает ремесленничество.

Художеств. литье из металла, начавшееся с вып. чугунных плит, горшков, котлов, освоило изготовление каминов, а затем (на Верх-Исетском мет. з-де) и к произ-во архит. литья из чугуна, во мн. определившего облик г., особенно в эпоху классицизма. Менее широкое развитие получила в Екат. мелкая чугунная пластика. На протяжении сравнительно короткого периода (1810-1820) на Верх-Исетском з-де выпускались изделия из бр.: декоративные детали и самостоятельные изделия прикладного иск-ва. Значительно раньше, в XVIII в., изготовлялась чеканная медная посуда, уже в нач. след. столетия вытесненная фарфором и фаянсом.

Параллельно с художеств. обработкой камня и металла в Екат. зарождалась графика. Ее путь-от ландкарт петровского времени с элементарными изобр. мотивами через рис., подобные илл. в рукописи В.И. де Геннина ("Описание урал. и сиб. з-дов", вып. М.С.Кутузовым и И.Ушаковым), к графическим пейзажам С.Багарядцева (1780-е) и далее к изобр. иск-ву XIX в. Появлению станковой живописи в Екат. предшествовало развитие живописи культовой: иконописи и церк. росписей. С первых лет существования г. в нем работали иконописцы двух направлений: те, кто выполнял заказы офиц. правосл. ц. и ориентировался на завоевания иск-ва Нового времени, и те, кто был связан со старообрядчеством и сохранял древнерус. традиции. Среди первых - М.В.Аврамов, принимавший участие в создании в 1730-1740-х иконостасов екат. храмов, а также его ученики и последователи; в XIX в. - авторы монументальных росписей Ново-Тихвинского жен. мон. Среди вторых - худ. невьянской шк. Ее предст., мастерами крупнейшей невьянской династии Богатыревых, был выполнен иконостас домовой молельни дворца Л.И.Расторгуева. Оба направления сохранялись в Екат. вплоть до ХХ в., взаимодействовали, испытывали разл. влияния, в т.ч. фольк. Во второй пол. XIX - нач. ХХ в. на У., как и в др. регионах России, широко распространилась икона с ярко выраженными чертами наивного реализма. Именно от иконописцев получали уроки художеств. грамоты будущие мастера светского иск-ва. Зарожд. станковой живописи, вероятно, относится к сер. XVIII в. Изв. неск. имен мастеров более позднего времени: автор провинциальных портретов М.А.Савельев, пейзажист К.А.Артемьев. В 1850-е делает первые шаги в иск-ве, пишет иконы, портреты, интерьеры завод. цехов будущий акад. живописи А.И.Корзухин. Изв. представитель реалист. иск-ва никогда не порывал связи с Екат.

Художеств. жизнь г. второй пол. XIX - нач. ХХ в. складывалась под влиянием деятельности местной интеллигенции. Н.А.Иванчев (1834 - после 1878), Н.М.Плюснин, А.М.Писарев (1848-1803), В.Г.Казанцев, А.К.Денисов-Уральский, А.А.Шереметевский, К.М.Голиков, Л.Н.Жуков и др. живописцы и графики сочетали творчество с преподаванием рисования в гимн. и реальных уч-щах или с художеств.-организаторской деятельностью. Событием в культ. жизни не только г., но и всего У. стало открытие в Екат. Передвижной акад. выставки (1887), вошедшей в состав Сиб.-Урал. науч.-пром. выставки и впервые познакомившей уральцев с творчеством кр. рус. живописцев XIX в. Неск. ее экспонатов стали основой художеств. музея при Урал. об-ве любителей естествознания (УОЛЕ). В 1895 в г. созд. Екат. об-во любителей изящных иск-в, организовавшее на рубеже XIX-XX вв. первые выставки произв. местных худ. На них экспонировались также работы столичных мастеров из частных собр. Открытие в 1902 Екат. художеств.-пром. шк. (см. Екат. худ. уч-ще им. И.Д.Шадра) привлекло на У. талантливых пед. и худ.: М.Ф.Каменского, В.П.Рупини, А.Н.Парамонова, В.В.Коновалова, В.А.Алмазова, Т.Э.Залькална, В.Ф.Ульянова (1878 - ?) и заложило фундамент проф. образования в обл. декоративно-прикладного и изобр. иск-ва. А.Н.Парамонов, С.И.Яковлев, М.И.Тихачек (1883-1842), молодой И.Д.Шадр (Иванов) обратились, особенно в период Первой рус. рев-ции к журнальной, в т. ч. сатирической графике. Отдал ей дань и Л.В.Туржанский. Уроженец Екат., предст. моск. живописной шк. обогатил иск-во У. характерными для кон. XIX - нач. ХХ вв. лирическими мотивами, пленэристическими завоеваниями, воспитал плеяду екат. худ.

Тяжелые последствия для отеч. к-ры имели порожденные Окт. рев-цией соц. иллюзии, однако нельзя отрицать того, что они усилили процессы, начавшиеся в иск-ве ранее, интенсифицировали провинциальную художеств. жизнь. Идея монументальной пропаганды захватила в Екат. и мастеров-самоучек, и скульпторов-профессионалов, таких как С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов (1899-1920-е), И.А.Камбаров, дала импульс возрожд. монументальных форм в камнерезном и чугунолитейном иск-ве. Екат. мастера разл. направлений, видов и жанров иск-ва, масштабов дарования увлекались оформлением рев. праздников, популяризацией изобр. иск-ва, художеств. педагогикой.

В 1925 в Свердл. возникло отд-ние Ассоциации худ. рев. России (в него вошли также худ. Перми и Шадринска), а в 1932 - орг-ции создававшегося Союза сов. худ., параллельно открывались отд-ния Всерос. кооп. т-ва "Художник" (Всекохудожник). Местные худ. регулярно проводили выставки, приглашались для участия в столичных экспозициях, а в 1935 в Свердл. прошла выставка моск. и ленинградских мастеров "Урало-Кузбасс в живописи", направленная затем в др. гг. региона. Несмотря на складывающиеся методы командно-адм. рук-ва к-рой, мн. худ. искренне увлеклись новыми сюжетами (рев-ция, Гражд. война, трудовые будни). Но недостаток опыта в работе над тематической композицией и ложность идеи часто приводили к творческим неудачам. Художественно цельнее оказались в 1920-1930-е менее идеологизированные работы, прежде всего лирические пейзажи. В Свердл. в эти гг. работали живописцы Л.В.Туржанский, И.К.Слюсарев, А.М.Минеев, Н.С.Сазонов, С.Н.Денисенко (1867-1945), В.П.Дерябин (1887-1956), С.А.Михайлов (1905-1985), Н.П.Голубчиков (1899-1958), Г.А.Мелентьев, Т.А.Партина (1893-1963), А.Т.Давыдов (1893-1967), Л.А.Елтышев (1893-1932), В.К.Славнин (1880-1947), А.Ф.Узких, Ф.К.Шмелев, А.А.Жуков (1901-1978); графики А.Н.Парамонов, Г.В.Ляхин, А.Г.Вязников; скульпторы И.А.Камбаров, И.И.Трембовлер; мастера театрально-декорационного иск-ва А.В.Дубровин, И.М.Вахонин, А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.П.Елисеев (1894-1961) и др. худ. Во время Вел. Отеч. войны на первый план выдвинулись плакат, журн. и газ. графика. Мн. свердл. худ. ушли на фр., их натурные зарисовки воен. времени легли в основу буд. произв. о войне. В эвакуации на У. оказались изв. деятели иск-ва Украины, Москвы, Ленинграда. Так, в Свердл. приехали скульптор С.Д.Меркуров (1881-1952), возглавлявший эвакуированный сюда Художеств. фонд СССР, искусствовед О.М.Бескин, живописцы Ф.С.Лемберский (1913-1970) и Ю.Р.Бершадский, оставшийся здесь до кон. жизни. Работа рядом со столичными мастерами оказала положительное влияние на местных худ., что проявилось на выставках "У. в изобр. иск-ве" (Пермь, 1943) и "У. - кузница оружия" (Свердл., 1944). Летом 1941 в Свердл. прибыли коллекции Эрмитажа. В усл. воен. времени они не могли быть экспонированы, лишь в 1943 удалось устроить в Свердл. выставку из фондов "Военная доблесть рус. народа". Но сам факт нахождения в г. сокровищ мир. иск-ва, науч. и просвет. работа сотр. Эрмитажа, к к-рым присоединились в 1942 эвакуированные преподаватели (среди них - Г.А.Недошивин, М.М.Кобылина) и студенты искусствоведческого отд-ния МГУ, внесли в культ. жизнь урал. городов особое настроение. С оконч. войны жизнь иск-ва вошла в мирное русло. Заканчивали прерванную войной учебу вернувшиеся с фр. худ. Наряду с упомянутыми, в Свердл. во второй пол. 1940-х - 1950-х работали живописцы В.С.Зинов, А.Ф.Бурак, В.А.Игошев, О.Э.Бернгард, А.А.Заусаев, Н.Г.Чесноков, И.С.Финкельштейн (1910), Б.К.Смирнов (1906-1967), Д.М.Ионин, Б.М.Витомский (1918-1975), В.А.Терехин (1920-1990), Е.Г.Мелентьев (1921-1989), И.Н.Нестеров (1922), Б.В.Волков, Г.П.Гаев; скульпторы Г.В.Петрова (1899-1986), А.А.Анисимов, П.А.Сажин; мастера станковой и кн. графики Л.А.Эппле, Е.В.Гилева, Б.А.Семенов, О.Д.Коровин (1915), В.Ф.Васильев и театрально-декоративного иск-ва Н.В.Ситников, М.С.Улановский. Тематика работ в послевоен. период стала разнообразнее, мастерство возросло. Однако идеология тоталитарного гос-ва и ориентация на традиции реализма второй пол. XIX в., их поверхностное восприятие сковывали творческие поиски.

Во время "оттепели" (кон. 1950-х - нач. 1960-х) в Свердл. вернулись мн. выпускники ленинградских и моск. художеств. вузов. Они вместе с окончившими урал. уч-ща составили плеяду мастеров нового поколения. Это живописцы А.П.Охлупин, Е.И.Гудин, Г.С.Мосин, И.И.Симонов, М.Ш.Брусиловский, В.З.Беляев (1926), Л.Ф.Венкербец (1926), Д.И.Лепихин (1928-1999) Ю.И.Истратов, В.В.Трясцин (1923-2000), Г.А.Нечеухин (1929), В.О.Мамонтов (1934), графики В.М.Волович, Д.Б.Шимилис (1921), Г.И.Кетов (1922), С.С.Киприн, А.А.Казанцев, Л.П.Вейберт (1928), В.А.Новиченко (1927), Л.Ф.Полстовалова (1929-1993), скульпторы В.М.Друзин, В.Е.Егоров. Характерный для этих лет "суровый стиль" с его монументализмом и экспрессивностью, обобщенными, почти плакатными образами оказался органичен для пром. края и удержался здесь сравнительно долго. Тем не менее урал. худ. не расставались с мечтой о подлинно гражд., неконформистском иск-ве. Идеалом для мн. из них стал Э.И.Неизвестный, еще в 1950-х создавший в Свердл. первые скульптуры; испытали урал. мастера и влияние работавшего в Свердл. в кон. 1960-х моск. живописца-монументалиста Б.А.Тальберга. В 1960-е внутри CХ СССР был созд. СХ РСФСР, в состав к-рого вошли художеств. орг-ции обл. и авт. респ., объединенные в терр. зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В урал. зоне, вкл. Свердл., Перм., Челяб., Оренб., Тюмен., Курган. обл. и Башк., с 1964 по 1985 прошло шесть выставок "Урал социалистический" (в 1964 и 1985 в Свердл., в 1967 в Перми, в 1969 в Челябинске, в 1975 в Уфе, в 1979 в Тюмени; продолжением этих выставок в постсов. период стали регион. выставки "Урал", проведенные в 1991 в Кургане, в 1998 в Уфе). Выставки сыграли положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные художеств. силы, сделав изв. мн. имена. С кон. 1950-х свердловчане регулярно участвовали в респ., всесоюз. и междунар. выставках. В Москве в 1971 состоялась выставка худ. У., Сибири и Д. Востока, в 1987 - ретроспективная выставка худ. Свердл.; в 1975 выставка совр. свердл. худ. прошла в Ленинграде. Групповые и персональные выставки проводились в разл. гг. страны и за рубежом. Наряду со станковой живописью признание получило монументально-декоративное и театральное иск-во, кн. графика, возрождающиеся старые виды декоративно-прикладного иск-ва: художеств. обработка камня и металла (см. "Рус. самоцветы", "Ювелиры У." и "Ювелирное иск-во") и появившиеся новые: гобелен, батик. Значительное влияние на развитие художеств. к-ры Екат. оказали организованные здесь в 1960-е филиал Всесоюз. ин-та техн. эстетики и Свердл. архит. ин-т (см. Урал. гос. архит.-художеств. академия). В 1960 в Урал. гос. ун-те Б.В.Павловским была созд. первая в России за пределами Москвы и Ленинграда выпускающая каф. истории иск-в, стимулировавшая зарожд. искусствознания в вост. регионах страны, ныне тесно сотрудничающая с отд-нием "У., Сибирь и Д. Восток" Рос. академии. художеств.

Вслед за "шестидесятниками" в иск-во Свердл. входят предст. новых поколений: Г.С.Райшев, Л.М.Сгибнева (1933), В.Я.Бушуев, Н.В.Костина, Г.С.Метелев, А.И.Бурлаков, В.А.Чурсин, Г.Н.Калинин (1928), М.В.Гуменных (1925), К.К.Масумова (1935), Н.И.Золотухин (1937), Н.Н.Моос (1931), Н.П.Казанцева (1937), А.К.Вохменцев (1938), С.В.Тарасова (1945), В.А.Степанов, Е.В.Арбенев (1942), В.Н.Гончаров (1941), А.А.Лебедев, В.П.Кошелев (1933), М.М.Кошелева (1936), А.А.Алексеев-Свинкин, А.В.Золотухин (1946), А.А.Калашников (1942), В.Г.Гардт (1939-1988), Б.Н.Клочков (1946), В.Ю.Грекова (1950), О.Л.Орешко (1952), А.В.Котышов (1954), М.А.Смирнова (1956), В.В.Штукатуров (1950), О.А.Штукатурова (1952), В.И.Миронец (1954), А.А.Кокотеев (1957), В.Д.Сысков (1943), Ю.Н.Филоненко, М.П.Сажаев, В.И.Реутов, З.Г.Галеев (1946), В.Г.Анциферов (1950), Л.Т.Анциферова (1953), В.В.Старцев (1952), В.П.Воинкова (1951), З.А.Малинина (1936), Ю.С.Устинов (1954), В.А.Кравцев (1954), Б.М.Добровольский (1946), Ю.В.Крылов (1949), А.Г.Антонов, Г.А.Геворкян, К.В.Грюнберг, Л.И.Кружалова (1946), О.Н.Мудрова (1945), В.С.Соколова (1946), В.Г.Жуков (1941), Н.Д.Федореев, Л.В.Пузаков (1946), А.А.Лысяков и др. Мн. проявили себя в неск. видах творчества, обращались к разл. мат-лам и техникам. Худ. этого поколения формировались в эпоху, когда уже не преследовались формальные эксперименты, однако идеологический диктат и цензурные запреты с наступлением эпохи застоя усилились. Обращаясь к сложному внутр. миру индивидуума, поднимая острые соц. и экологические проблемы, худ. нередко пользовались яз. притч и иносказаний, выразительными средствами символизма. Параллельно с официально признававшимся иск-вом начал формироваться андеграунд. Его лидерами в Свердл. еще во второй пол. 1960-х оказались концептуалисты т.н. "уктусской школы" В.Ф.Дьяченко и А.А.Таршис (псевд. Ры-Никонова), в след. десятилетия наиб. заметными фигурами стали В.Ф.Гаврилов (1948-1982) и Е.М.Малахин (псевд. Б.У.Кашкин). Между андеграундом и офиц. иск-вом четкой грани не существует: мн. и нередко наиб. интересные произв. чл. Союза худ. по идеологическим соображениям не допускались на выставки и оставались изв. лишь узкому кругу профессионалов и любителей. В гг. перестройки и в постсов. период создались условия для свободы творческого самовыражения и соц. распространения художеств. ценностей. Расширившиеся междунар. контакты позволили урал. мастерам приобщиться к достижениям мир. иск-ва. Но, раскрепостившись, худ. нередко оглядываются на модернистские направления (сюрреализм, беспредметное иск-во), к-рые в сов. условиях не могли проявиться открыто. Параллельно развиваются явления постмодернизма: инсталляции, перформансы, артефакты, иск-во объекта. Вместе с тем сохраняется значение высоких заветов иск-ва прошлого, прежде всего рус. реализма, нац. художеств. шк. Рядом со светским иск-вом формируется иск-во, связанное с религ. возрожд.: иконопись, культ. пластика и утварь. Освободив иск-во от цензурных запретов и идеологического диктата, совр. рос. действительность поставила его в жесткую зависимость от рынка. Урал. худ. учатся жить и творить в новых условиях, стремясь устоять перед соблазнами массовой к-ры и эклектической безвкусицы, сохранить свою духовность и индивидуальность. Екат. иск-во активно включается в общерос. и в мир. художеств. процессы. Все сложнее определить его местную специфику, нелепо ее культивировать. Однако и сегодня, подчас едва уловимо, дают о себе знать традиции, складывавшиеся вв., выражающие дух края, его менталитет.

Лит.: Павловский Б.В. Художники на Урале. Свердловск, 1948; Он же. Художники Свердловска. Л., 1960; Он же. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975; Сазонов Н.С. Записки уральского художника Л., 1966; Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959; Будрина А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. Пермь, 1968; Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока. Москва, 1971: Выставка произведений. Л., 1972; Свердловские художники в Москве: Каталог выставки. М., 1987; Авангардные направления в советском искусстве: история и современность. Екатеринбург, 1993; Горбачева Н. На палитре памяти: Время. Художники. Выставки. Екатеринбург, 1996; Екатеринбург художественный. 275 лет: Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, искусство театра и кино, ювелирное искусство: Каталог выставки. Екатеринбург, 1998; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998; Семь художников Екатеринбурга. Екатеринбург, 1999; Голынец С.В., Закс Л.А. Искусство Урала в социокультурном контексте XX в. // Урал на пороге третьего тысячелетия. Екатеринбург, 2000; Чесноков Н.Г. Претворенная в жизнь мечта. Екатеринбург, 2000.

Г.В. Голынец, С.В. Голынец

РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ ювелирный з-д.  |  ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД  |  ГЕННИН ДЕ (Hennin de) ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ  |  ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ КУЗЬМИЧ  |  ЖУКОВ ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ  |  УРАЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ  |  ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ им. И.Д.ШАДРА.  |  ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ  |  ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ  |  ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА  |  ЮВЕЛИРЫ УРАЛА  |  ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО.  |  УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ  |  УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО